Ну, уж эта профессия кажется понятной всем. Только, поспешите вы уточнить, интересна она лишь тем, кто учится в музыкальной школе. Я бы добавил жёстче: она и тем, кто учится в музыкальной школе (даже в училище, в консерватории) далеко не всем интересна. Большинство выпускников музыкальных училищ и высших учебных заведений (консерваторий, музыкально-педагогических институтов) даже не стремятся вырасти в дирижёра. Кто-то ограничивается поприщем музыканта-исполнителя (артиста оркестра — духового, симфонического, народного) или певца (солиста, артиста хора, актёра оперы), а кто-то (и таких большинство) либо аккомпанирует на своём инструменте (обычно это фортепиано, реже баян), либо преподаёт (в музыкальном училище, музыкальной школе, нередко и в обычно общеобразовательной школе – урок музыки). Некоторых выпускников консерватории оставляют преподавать на какой-либо из кафедр – в случае если выпускник поступил в аспирантуру или его посчитали перспективным кандидатом в аспирантуру на следующий год. Кто же становится дирижёром?

Для начала разберём, какие бывают дирижёры.

Наиболее распространенный дирижёр во всем мире – это дирижёр детского хора в одном из дворцов культуры или центров детско-юношеского творчества. Но это не просто дирижёр, а еще и руководитель хора. То есть, он этот хор нередко сам и создаёт – набирает девочек и мальчиков разного возраста, обучает их грамотному пению, нотной грамоте, помогает каждому поставить голос, разучивает с ними тексты песен и мелодию, репетирует и уже на концерте этим хором дирижирует. Многие руководители детского хора ведут его в музыкальной школе. Хоровые коллективы обязательно поют и в музыкальных училищах, консерваториях, институтах культуры и на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Самое простое для выпускника музыкального учебного заведения (начиная от училища) – возглавить именно детский хор в центре детско-юношеского творчества, либо в музыкальной школе. Есть такое отделение в музыкальных учебных заведениях – дирижёрско-хоровое. Именно на него и поступают мечтающие работать в детском хоре выпускники школ, имеющие за плечами опыт учёбы в музыкальной школе . А что делать, если в музыкальной школе вы не учились, но в период с седьмого по одиннадцатый класс вдруг поняли, что очень интересуетесь профессией дирижёра?

Первое, это с пристрастием допросить самого себя, на самом ли деле вам нужна профессия музыканта, ведь дирижёр – одна из музыкальных специальностей. А для того чтобы ответ самому себе показался ближе к истине, усвойте следующее.

  1. Зарплата дирижёра самой массовой и наиболее для вас доступной когорты (наиболее доступная в данном случае вовсе не означает, что попасть в неё проще простого – для этого кроме таланта нужно обладать ещё и немалым трудолюбием, много заниматься, постоянно беречь свой голос и руки), как правило, зависит от квалификационного разряда единой тарифной сетки и чаще всего несколько уступает средней зарплате среднего учителя общеобразовательной школы.
  2. Учиться на дирижёра весьма интересно, но нелегко. А каким по уровню дирижёром (и вообще музыкантом) вы станете, наперёд никогда не определишь. Соответственно, нельзя быть уверенным, что по окончании музыкального училища (института культуры, пединститута) вы окажетесь успешным дирижёром. Немало выпускников дирижёрско-хорового отделения ограничиваются преподаванием урока музыки в школе. И также немало людей с дирижёрскими дипломами работают вообще в сфере, далёкой от музыки.

Но если вас высокая вероятность такой перспективы не пугает и вы готовы к трудностям творческой профессии, лишь бы только окунуться в этот прекрасный мир искусства, — пусть вас не смущает то, что вы не учились в музыкальной школе. Ибо если приёмная комиссия на предварительном прослушивании обнаружит у вас хороший природный голос, наличие музыкального слуха, чувства ритма и внутренней музыкальности (это когда вы поёте, чувствуя музыку и зачаровывая тем самым любого слушателя), то до экзаменов вас допустят. А подготовиться к сдаче экзамена по специальности (в данном случае, пение с дирижированием) в музыкальное училище можно и у частного преподавателя дирижирования. Лучше всего – у преподавателя музыкального училища, в которое вы планируете поступить после школы. Только чем раньше вы найдете такого преподавателя и чем раньше начнете с ним заниматься, тем больше у вас появится шансов поступить.

Но что делать, если вы хотите окончить 11 классов, а потом не просто получить профессию дирижёра, но и высшее образование?

Здесь трудно советовать, не зная ваших талантов. В любом случае, вряд ли вас допустят к экзаменам в консерваторию, скорее всего, даже если вы напроситесь на неофициальное прослушивание к какому-нибудь преподавателю и он останется доволен вашими вокальными и дирижёрскими данными, скорее всего вы получите от него совет подать документы в музыкальное училище. Может, он подскажет, в какое училище конкретно. Впрочем, попытка не пытка. А вдруг вы исключение из правил?

Кроме музыкального училища, можно поступить и, к примеру, в институт культуры, скажем, в Московский, что в Химках. Рейтинг у него сегодня высокий, требования к абитуриентам творческих факультетов, соответственно, тоже. И, конечно, там спросят у вас свидетельство об окончании музыкальной школы. Но, повторяю, если вы споёте преподавателям так, что они невольно заслушаются, документы у вас приёмная комиссия примет. И останется только сдать экзамены и пройти по конкурсу.

Ну а если вы мечтаете стать дирижёром симфонического оркестра? Тогда дирижёрско-хоровое отделение училища или вуза вам не подойдёт. Путь к руководству симфоническим оркестром начинается с обучения игре на каком-нибудь духовом инструмента. Многие симфонические дирижёры вначале в совершенстве освоили игру, скажем, на кларнете, флейте, фаготе, а то и валторне, трубе, даже тубе. Потом научились дирижировать духовым оркестром, а потом уже только симфоническим.

Приходят в симфоническую музыку в качестве дирижёров и скрипачи, и пианисты. Как, скажем, известный композитор Дмитрий Шостакович, со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 100 лет. Кстати, на большинство из духовых инструментов многие абитуриенты поступают, не только не имея за плечами музыкальной школы, но и вообще не зная нот. Потому что конкурса, как правило, не бывает. Зато, если поступивший действительно способен и усерден, добиться на духовом инструменте он может многого. Во всяком случае, пробиться к славе дирижёра духового или симфонического оркестра музыканту-духовику намного легче, чем, скажем, пианисту.

А если вы хотите дирижировать оркестром русских народных инструментов, то вам придётся выбрать домру или балалайку, либо старый добрый «дедушкин» баян – отличный певучий инструмент, слава которого сегодня молодым поколением незаслуженно забыта.

Но сразу скажу: учёба в музыкальном учебном заведении (в средне-специальном или высшем – не важно) – труд нелёгкий. Очень часто к середине учёбы наступает разочарование. А для будущего дирижёра, особенно хорового, одним из основных предметов является многими музыкантами не любимое сольфеджио. По сути, это пение по нотам без слов. И не хорошо известных мелодичных песен, а разных, кажущихся нередко нудными и не певучими упражнений и отрывков из разных арий, сонат и других произведений музыкальной классики. Но если бы сольфеджио ограничивалось только пением! Самая большая заноза для многих инструменталистов в сольфеджио – это музыкальные диктанты. Представляете: преподаватель играет вам на фортепиано мелодию, а вы должны записать её нотами.

Но вот вы получили заветный диплом и с гордостью осознаёте, что владеете музыкальным инструментом (для дирижёров это, в первую очередь, фортепиано), можете свободно читать с нот партитуры, по которым вам придётся дирижировать хором или оркестром, знаете теорию музыки, гармонию, о жизни и творчестве многих композиторов. Что дальше? А вот тут как получится. Ибо так устроена музыкальная жизнь: или вас заметили ещё в студентах, или по окончании даже консерватории вас никто не замечает. В первом случае студенту приходится, кроме учёбы, ещё и «пахать» в каком-нибудь профессиональном хор (оркестре) (а это и бессонные ночи, и сорванный голос и т.п.), чтобы закрепить свой успех и «забить» себе интересное место на после учёбы. Во втором случае молодой музыкант ищет себе работу сам и снова доказывает незнакомым людям, что он отучился не напрасно и чего-то стоит как профессионал. Увы, но в таких случаях далеко не все молодые музыканты остаются «верными» полученному диплому.

Девушки часто в отчаянии просто выходят замуж и очень скоро после этого в декрет, что, в общем-то, если замужество удачное, очень не плохо. Мама-музыкант – что может быть прекраснее. Жаль, конечно, что музыка в таких случаях не кормит, но и сказать, что зря проучилась, тоже нельзя.

Труднее юношам, которым не везет, что называется, попасть в струю. Таким приходится, как правило, либо ограничиться преподаванием в музыкальной школе (что для мужчины и не денежно, и далеко не во всем соответствует представлениям о карьере дирижёра), либо устроиться рядовым музыкантом в какой-нибудь оркестр (но и это не просто), либо оставить музыку исключительно для себя, любимого. Папа-музыкант – разве это само по себе плохо?

Но можно пойти в армию и, проявляя настойчивость, попасть в хороший военный оркестр. И попытаться за годы службы пробиться в дирижёры.

Короче, где наша не пропадала? И потом, хорошо владеть музыкальным инструментом (для выпускника ДХО – это фортепьяно) и красиво петь – разве само по себе это не ценность? Ещё какая! Потому что не все в нашем мире измеряется уровнем жизни и заработками. Это я вам не только как автор книги о профессиях говорю, но и как профессиональный музыкант, которого музыка никогда, увы, нормально не кормила, но для которого она при этом не стала чем-то не стоящим любви.

«Сложность дирижерской профессии обусловливается по­ли­функциональностью роли дирижера, который является мы­сли­телем, создающим интерпретацию сочинения, “инже­не­ром”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой ин­терпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распре­де­ляющим время и качество звучания, “контролером” ка­че­ствен­ной стороны исполнения. Дирижер выступает как “ма­стер”, который в необходимых случаях “подправляет” дета­ли. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Ди­ри­жер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необ­хо­ди­мые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Спи­сок этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дири­жи­ро­вание требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкаль­ный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.

Каждый музыкант, решивший овладеть искусством ди­ри­жи­рования, должен отчетливо представлять себе всю слож­ность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учаще­му­ся особенности, составляющие специфику этой профессии.

Первая особенность заключается в том, что в процессе ис­пол­нения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие наме­ре­ния до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.

Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии со­стоит в своеобразии творческой, художественной ответ­ствен­ности дирижера. В отличие от исполнителя-солиста ди­рижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит. Кроме этого ди­ри­жер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произве­де­ние, чтобы общее звучание с наи­большей полнотой раскры­вало творческие намерения композитора.

К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над про­из­ве­де­ни­ем дирижер проводит вообще вне контакта со своим «ин­стру­ментом». Положение дирижера, приступающего к изу­че­нию нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спек­такля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.

Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мы­слен­но слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы. Та­кая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном зву­ча­нии, но представление о темповых, ритмических, динами­че­ских, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фан­тазии он сможет прийти и к созданию более или менее со­вершенного музыкального образа. Благодаря этому дири­жер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей мо­жет составить план действий, план репетиций.

Четвертой специфической особенностью дирижерского ис­пол­нительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных му­зыкальных произведений часто создается впечатление край­ней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать. Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и ор­га­низационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и твор­ческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музы­каль­ной деятельностью, общей культурой, высоким интел­лек­туальным развитием, разносторонней одаренностью и ис­ключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.

Дирижер поставлен в особые условия. Его «инстру­мен­том» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает зада­чи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением. Учи­тывая, что он сам непосредственно не участвует в про­цес­се звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремить­ся к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внима­ние к качеству звука. Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обес­печивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воз­дей­ствии. Звук должен быть музыкальным, красивым, удов­ле­творяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особен­ность дирижирования заключается в том, что это вну­трен­няя, созидательная, исполнительская деятельность. Ди­ри­жер воздействует на звук, производимый певцами, бес­кон­такт­но, прежде всего своей волей, психологическим влияни­ем. В самом схематичном виде процесс трансформации му­зы­кальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выра­зи­тельные жесты; сознание исполнителей; процесс воплоще­ния.

Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель ко­торого – сделать внутренний мир дирижера не только «ви­ди­мым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.

Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специ­фи­чес­ких дирижерских данных следует отметить в первую оче­редь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мы­шле­ние, высокое владение концентрированным и диффе­рен­ци­рованным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.

Дирижирование – многофункциональная деятельность, пред­ставляющая целый комплекс, который составляют: ин­тер­претационная (аналитическая); исполнительская (эвристи­че­ская); управляющая (реализующая); репетиционная (педа­го­гическая) и организующая (планирующая) деятельность.

Дирижер – представитель одной из сложнейших музыкальных профессий. Слаженность выступления всего коллектива зависит от его знаний, опыта и способности руководить работой каждого хориста или музыканта. Именно он распределяет партии в выбранном произведении с учетом возможностей участников коллектива. Профессиональный дирижер способен придать произведению необычное звучание и особую выразительность.

Корни происхождения данной профессии уходят во времена Древнего Египта. Слово «дирижер» во многих языках обозначает «кондуктор», в переводе с французского — «руководить, управлять».

Барельефы многих зданий древности украшены изображениями, где дирижер — это человек с жезлом в руках, руководящий группой музыкантов. Одним из первых «задавателей ритма» Древней Греции был Ферекид из Патр. Исторические источники указывают, что он руководил коллективом из восьмисот музыкантов еще в 709 г. до н.э.

Что делает дирижер и зачем он нужен

Если проводить аналогию, то руководитель музыкального коллектива – это как тренер для спортивной команды. Основная цель его работы – прекрасный результат всей группы. Оркестр или ансамбль может обойтись без дирижера, но все же предпочитает выступать под его руководством.

Функции работников данной профессии менялись на протяжении тысячи лет, но по-прежнему остаются важным фактором слаженной работы сотни инструментов. Для того чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо пройти специальную подготовку и обладать специфическими чертами характера. Работа дирижера заключается не только в руководстве коллективом во время выступления, но и в постановке всего спектакля, распределения ролей, выбора исполнителей, составления плана репетиций и графика выступлений.

Во время выступления с помощью определенных жестов дирижер управляет музыкантами и целостным звучанием произведения.

Для этого ему необходимы следующие знания и навыки:

  • музыкальный слух и чувство ритма;
  • интуиция и врожденная музыкальность;
  • совершенное знание нотной грамоты;
  • отличная память;
  • гибкие, подвижные пальцы рук и хорошая координация;
  • академические музыкальные знания;
  • знание истории и технические характеристики инструментов;
  • наличие лидерских качеств;
  • организаторские способности;
  • наличие собственного стиля управления.

Освоить профессию можно в консерваториях, институтах культуры и колледжах искусств. Трудоустроиться достаточно сложно, так как данную профессию трудно назвать востребованной на современном рынке труда. Карьерная лестница дирижера формируется из разрядов: стать профессионалом 13-го разряда сможет талантливый дирижер с не менее 10 летним опытом работы по профилю.

Профессия дирижера является одной из наиболее редких профессий. Сегодня сфера искусства привлекает не так уж много молодых людей, а такие специальности, как дирижер, композитор и вовсе являются сравнительно невостребованными. Дирижером называется музыкант, который руководит группой других музыкантов при помощи движений рук и пальцев, головы. Также дирижер занимается подбором репертуара, первым знакомится с партитурой, разучивает с членами музыкального коллектива новые музыкальные произведения, предлагая им собственное толкование произведения в целом.

Профессия дирижера считается эксклюзивной, штучной, так как специалисты утверждают, что научить ей практически невозможно. Дирижером нужно родиться, к данной профессии многие идут на протяжении многих лет. Основной задачей дирижера является увлечение музыкантов музыкальным произведением, ведение их за собой. Оркестр является командой, лидером которой и становится дирижер, на котором лежит вся ответственность за деятельность оркестра, ошибки и неудачи, достижения.

Среди личных качеств, которыми обязательно должен обладать дирижер, выделяют такие, как прекрасная музыкальная память , наличие чувства ритма и музыкального слуха, хорошая координация, усидчивость, моторная беглость (хорошая подвижность пальцев рук), целеустремленность, терпение, творческие способности (гибкость мышления, склонность к импровизации), развитое воображение, педагогические способности, крепкая воля.

Как правило, «готовыми» дирижерами не выходят из высших музыкальных учебных заведений. Бесспорно, образование является очень важным, но только в том случае, если человек изначально обладает определенными музыкальными способностями. Немаловажным является и опыт – довольно часто дирижерами становятся после нескольких лет работы аккомпаниаторами, музыкантами в составе оркестров и т.д.

Для того, чтобы стать дирижером, музыкант должен знать теоретические основы записи, чтения хоровых произведений, изучать не только хороведение, но и педагогику, психологию, социологию. Дирижер должен обладать обширным музыкальным репертуаром, определенными знаниями из сферы композиции.

Работать дирижер может в любом профессиональном хоре или оркестре, с любым количеством музыкантов. Как правило, рост карьеры музыканта заключается в переходе в более серьезные оркестры (как по составу, так и по уровню профессионализма участников), при различных театрах, мьюзик-холлах, филармониях и т.д. Хороший дирижер может с оркестром объездить весь мир, выступая в самых разных городах в различных залах филармонии. Дирижер может работать как с классическим, так и с современным репертуаром.

Кроме того, любой дирижер имеет право и обладает всеми необходимыми знаниями и способностями для преподавания. Он может преподавать в государственной или частной музыкальной школе, других учебных учреждениях, где в составе изучаемых предметов есть музыкальное искусство. Такой большой выбор сфер деятельности дает возможность утверждать, что дирижер – это профессия, которая даст возможность построить успешную карьеру и обеспечить высокий уровень дохода.

Я - дирижер Мюнш Шарль

Глава III Как становятся дирижером?

Глава III

Как становятся дирижером?

Вы знаете теперь, как я стал дирижером. Разрешите, однако, дать вам совет: не подражайте мне. Случай, я повторяю, счастливый случай сыграл громадную роль в моей карьере, но гораздо разумнее выработать план битвы, не очень рассчитывая на удачу, которой, конечно, нужно воспользоваться, в том случае если она представится.

Кроме того, в наше время, когда все организовано, систематизировано, регламентировано, карьера дирижера не является лишь результатом какого- то случая.

Во Франции, как и за ее пределами, сейчас существует целая серия колес, зубчатых передач, которые нужно со всей решимостью пустить в ход, если вы хотите встать во главе симфонического коллектива. Когда вы пройдете через эту машину, производящую дирижеров, вы получите куда больше возможностей, чем имели музыканты моего поколения. Есть огромная помощь радио; заинтересованность хорошего импресарио может быть очень полезной, подчас необходимой; есть телевидение, есть записи, я через это прошел... К сожалению, до сих пор нет бюро по найму, которое занялось бы нами!

Но совсем не достаточно напечатать на вашей визитной карточке звание “дирижер”, чтобы получить право его носить. Нужно еще заслужить это право. А дать его может только ваша работа, доказывающая, что вы действительно талантливы и обладаете артистическим даром.

Заметьте, что, несмотря на все благоприятные условия нашего времени, в мире сейчас не больше великих дирижеров, чем прежде. Я нахожу это отрадным. Не доказывает ли это, что талант, врожденный дар остается; фактором, без которого невозможна ни слава, ни попросту добрая репутация?

Но борьба в наши дни стала менее суровой, и я не верю, что абсолютно необходимо страдать, терпеть голод и холод, чтобы стать настоящим артистом.

Профессия трудна, потому что она предполагает множество специальных теоретических и технических знаний. "Дирижер управляет всеми инструментами оркестра - значит, он должен иметь представление о каждом из них. Он дирижирует партитурами, подчас ему незнакомыми (ведь было время, когда и Пятая симфония исполнялась им в первый раз); он должен слиться с композитором, чтобы суметь открыть его намерения, постигнуть состояние его души. Нужно усовершенствовать, углубить средства, помогающие дирижеру быть лучше понятым музыкантами.

И так как музыка становится сложнее день ото дня, нельзя игнорировать малейшие крупицы знания при учебе в консерватории.

Прежде всего я считаю, что необходимо самым тщательным образом изучить оркестровые инструменты. Более того, я убежден, что любой дирижер должен овладеть каким-нибудь струнным инструментом. Смычковые - основа оркестра; очень важно знать точно, чего можно от них требовать. В прежние времена большинство дирижеров выходило из среды скрипачей; концертмейстер первых скрипок - такова была традиция - занимал место дирижера, если тот ошибался.

Вспомним, что Никиш был скрипачом, Тосканини виолончелистом...

Владение инструментом позволяет изучать музыку “изнутри”. Открываешь при этом проблемы, стоящие перед исполнителем; они являются всего- навсего тенью тех проблем, которые должен решить дирижер, но они идут по его следу. С первого взгляда, с первого аккорда сложно определить, знает ли дирижер все тонкости струнных; сумел ли он определить штрихи для каждой ноты, чтобы она звучала так, как он хочет. Но он никогда не сможет достичь этого, если сам не познает возможности инструмента. В то же время следует избегать видимости игры на воображаемой скрипке. Изобразительный жест может быть порою полезным, но мимика, систематически имитирующая исполнение, только осложняет задачи артистов оркестра, которые прежде всего нуждаются в точных и выразительных указаниях.

Полезно также узнать как следует и духовые инструменты - дерево и медь. Анализируя их виртуозные возможности, знакомишься с разнообразными тембрами.

Проблема атаки звука у валторны и у виолончели решается, конечно, по- разному. Для того чтобы вступили тромбоны, не делают того жеста, каким показывают вступление флейты. Музыкантам необходимо брать дыхание в доли секунды, а эти секунды всегда драгоценны, ибо от них зависит идеальный ансамбль. Нужно инстинктивно почувствовать тот точный момент, когда нужно дать им вступление. Так постепенно раскрывается совершенный и сложный инструмент, каким является современный оркестр.

Затем - есть еще музыка... Музыка, записанная на двадцати нотоносцах, которые нужно читать одновременно. Для того чтобы не попасть в неловкое положение, лучше всего в совершенстве изучить язык гармонии и контрапункта. Необходимо развивать свои уши, так как уши работают куда больше, чем руки. Руки следуют за ушами. Сколько раз говорил я на репетициях: “Господа, слушайте внимательнее то, что делают другие, слушайте, что происходит вокруг. Репетиция вам покажется менее длинной и более интересной. Все зазвучит лучше...”

Спрашивайте чаще у второй скрипки, хорошо ли она слышит английский рожок или второй фагот.

Порою в консерваториях слишком легкомысленно относятся к урокам сольфеджио, которое является фундаментом нашего искусства; тем более необходимо не пренебрегать ими сегодня, когда современная политональная или додекафонная музыка просто создана для того, чтобы обманывать плохо тренированный слух.

Нужно знать цифрованный бас, гармонию, контрапункт, уметь играть каждое утро хорал Баха в четырех ключах - все это дает возможность анализировать текст, разобраться в его пружинах, оценить конструкцию и эквилибр. В фортепианном изложении определить аккорд нетрудно. Чтобы провести ту же операцию с оркестровой партитурой, нужно иметь более тренированные зрение и слух.

Прекрасное упражнение - копирование партитур: нет ничего более скучного, но и более продуктивного; в тот момент, когда ноты наносятся на бумагу, звуки врезаются в вашу память; пока сохнут чернила, происходит некая слуховая кристаллизация, и при известном навыке вы “слышите” то, что пишете, гораздо точнее, чем при простом чтении. Отныне вас уже не удовлетворит легкое скольжение глаз по партитуре: вы уже не дадите ей скрыть от вас свои тайны.

Рекомендую вам заняться инструментовкой - это куда интереснее, чем просто переписывать партитуры. Возьмите любую пьесу или сонату, оркеструйте фортепианное переложение симфонии, что позволит вам позже сравнить вашу работу с авторским оригиналом. Сколько сюрпризов вас ожидает!..

И разумеется, необходимо прочно усвоить трактаты по инструментовке. Изучите трактат Геварта или Берлиоза - Штрауса.

Память - один из основных козырей дирижера. Изучение, переписывание, оркестровка музыкального текста позволяют обострить гармоническую и визуальную память. Звуковая память требует выработки особых рефлексов. Она предполагает одновременно память на звуки и память на тембры. Эта последняя возвращает нас к инструментам оркестра; невозможно овладеть игрой на всех инструментах, и лучший способ узнать их - это ходить на концерты с партитурой в руках, чтобы следить за репликами флейты- пикколо, тромбона или гобоя.

Можно еще посещать конкурсы консерватории в конце года: когда вы услышите, как три десятка кларнетистов исполняют “Каприс” большой трудности, специально написанный, чтобы блеснуть всеми возможностями инструмента и исполнителя, вы уже не сможете забыть тембр кларнета. Почему бы также не присутствовать время от времени в качестве простого слушателя на занятиях оркестровых классов консерватории? Всегда узнаете что-то новое. Я это понял во время каникул 1953 года, на улице Мадрид, присутствуя в классе ударных у Пассерона и в классе трубы у Сабарича.

Правда, будущий дирижер слишком занят в своем собственном классе: классе оркестрового дирижирования.

В течение двух лет я вел этот класс в Парижской консерватории. Как и прежде, когда я преподавал игру на скрипке в Страсбурге, я сам многому научился. Моей первой заботой, когда мы приступали к какой-нибудь части симфонии, было проанализировать ее конструкцию, увидеть, как она задумана, из чего “состоит”. Возьмем для примера первую часть Третьей симфонии Бетховена: два аккорда составляют ее первые такты, затем идет двенадцатитактовый эпизод, который вы можете разделить на три четырехтактных.

Если это вас заинтересует, вы можете периодизировать так всю симфонию.

Сделав гармонический анализ, один из учеников садится за рояль, а другой тактирует. Я требую прежде всего, чтобы он дирижировал ясно и просто. Я не разрешаю дирижировать без палочки, что, к сожалению, стало модным. На мой взгляд, это дурная привычка, осложняющая работу оркестрантов. Любой из них, без сомнения, меня в этом поддержит.

Я не требую, чтобы партитуру заучивали наизусть. Как пишет Ринальдо Хан, “на концерт приходят восхищаться музыкой, а вовсе не памятью дирижера”. Я видел, как самым постыдным образом ошибались крупнейшие из акробатов памяти. Считаю особенно несостоятельным дирижирование на память аккомпанемента. Убежден, что все солисты и наиболее крупные виртуозы не терпят этого. Но вернемся к нашим ученикам.

Главное - это выработать ясные жесты: это особенно трудно в современной музыке, где ритмы бывают зачастую очень сложными.

Правая рука отбивает такт, левая указывает нюансы. Первая - от разума, вторая - от сердца. И сердце не должно диктовать рассуждения, которых рассудок не сможет понять. Необходима совершенная, исключающая всякое противоречие координация жестов. Нужно указать ученику все подстерегающие его ловушки, но только собственный опыт поможет ему понять все до конца.

В конечном итоге достигнуть реальных успехов можно лишь встав за дирижерский пульт. Но неразумно толкать ученика в гущу сражения без мудрого руководителя, главная цель которого - отшлифовать его стиль, устранить все лишние жесты, откорректировать движения.

Между прочим, я хочу спросить: представляет ли себе публика, какое физическое напряжение испытывает дирижер в течение двухчасового концерта? Причем требуется, чтобы он был одинаково точен и темпераментен и в начале, ив конце. Есть, таким образом, некая спортивная сторона в дирижировании оркестром, и я рассматриваю занятия гимнастикой как необходимость. Гимнастика помогает достигнуть постоянной собранности, и дирижеру - этому, в идеале, вдохновенному и поэтическому существу - нужно такое нервное и мускульное равновесие, какого обычно себе не представляют.

И вот приходит день, когда учащийся дирижерского класса покидает консерваторию. Естественно, ему нужно зарабатывать на жизнь - но очень мало шансов, что какой-то оркестр поспешит к нему, выражая желание встать под его знамена. И это великолепно... ибо настоящая профессионализация только здесь и начинается. Дипломированный студент напоминает автомобилиста, только что получившего водительские права... Лучше ему не выезжать на магистраль, пока он не овладеет делом как следует. А для этого следует без колебаний искать место в оркестре, скромное место обычного исполнителя. Отсюда он будет наблюдать за работой мастеров, сменяющих друг друга на эстраде; он узнает также своих соседей, своих коллег, он научится понимать их реакции. Оркестр - батальон: нужно проникнуть в глубины его психологии, прежде чем помышлять о командовании.

Наконец пробьет час, и он, в свою очередь, встанет за пульт. Но пусть он не думает, что на этом учеба кончается. Жизнь дирижера - это непрерывное обновление знаний, и бывает полезно возвратиться к учебе. Я никогда не забуду случай, который произошел у меня с Тосканини. Я уже был дирижером, когда он приехал на гастроли в Париж. Решив, что ничего не может быть для меня поучительнее, я попросил у организаторов концерта разрешения присоединиться к первым скрипкам. Я сел на последний пульт, но, так как был “сверхштатным”, мне дали невыверенную партию, где были проставлены не те штрихи, что у остальных музыкантов. Тосканини немедленно заметил, что мой смычок идет вниз в то время, как другие идут вверх, и сделал мне замечание. Мне показалось, что во время всего исполнения он следил за мной, не отрывая взгляда. Удивительно, что много лет спустя, в Нью-Йорке, выяснилось, что он это отлично помнит.

В течение всей карьеры нельзя упускать ни одной из представляющихся возможностей: нельзя перестать учиться!