По горизонтали
3. Основатель Киренской школы, ученик Сократа
7. Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского
9. Философское учение, раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума
15. Процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы
20. Космологическая модель, которая утверждает, что Солнце является центром Вселенной, Земли и всех остальных планет, вращающихся вокруг Солнца
23. Философская концепция и мировоззрение, в основе которого лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи в сфере бытия
24. Учение о человеческих ценностях?
По вертикали
1. Один из измерителей степени познания окружающего мира, обсуждаемый, как правило, в контексте стремления к углублению этого познания как специфического свойства человеческого интеллекта
2. Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. являются частью вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути
4. Ермин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле
5. Как прозвали философов миогарской школы
6. Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма
8. Пространство, которое воспринимает человек своими органами чувств, и прежде всего зрением и осязанием (кажущееся пространство)
10. Основоположник генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, радиогеологии, гидрогеологии
11. Как называется второй период в истории античной философии (занимает промежуток времени с iii в. до н. э. по v в. н. э.)
12. Самым модным философским течением на Западе в середине XX в. был?
13. Пространство и время, выражающеетеоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира
14. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик фалеса милетского
16. В этом философском учении высшим благом считается наслаждение жизнью
17. Кто основатель кинизма
18. Термин в философии, теории познания и теологии, полагающий принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности
19. Как зовут великого древнегреческого философа (470-370 г.г. до н.э.), который был родом из Абдеры?
21. (др.-греч. - «то, что после физики») - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового
22. Оправдания добрых дел Бога называется...
25. Чему Конфуций дал первое наиболее глубокое и значительное определение

Методическая разработка

по дисциплине «Культурология»

«Тематические кроссворды»

для студентов 2 курса, ОГСЭ.06-12,

обучающихся по специальности 101101 Гостиничный сервис

Разработал преподаватель

________________________()

Санкт-Петербург 2012 г

Пособие соответствует Рабочей программе по дисциплине «Культурология» для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 101101 Гостиничный сервис.

В нем представлены основные понятия культурологии как теоретического знания: предмет культурологии, понятие и структура культуры и ее базисные ценности , основные этапы культурогенеза, уникальные исторические этнорегиональные феномены культуры, типология культур, основные тенденции развития культуры России и ее место в системе мировой культуры, персоналии выдающихся представителей отечественной и мировой культуры.

Материал предложен в форме заданий к тематическим учебным кроссвордам.

Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплину «Культурология», и преподавателей в целях повышения эффективности учебного процесса и совершенствования методики преподавания.

Введение

Складывающаяся система гуманитарного образования в техническом колледже требует новых нестандартных форм обучения и повышения его эффективности по разным специальностям и направлениям. Идея издания данного пособия сложилась достаточно давно – в процессе чтения лекций, проведения практических и семинарских занятий за последние 10 лет. Пособие детерминировали различные формы мотивации: прежде всего, игровой и творческий компонент, несомненно повышающий эффективность проведения занятий, оперативная, визуальная форма контроля за выполнением каждого занятия, наконец, вариативность , то есть широта использования кроссвордовой формы заданий. Все эти и другие обстоятельства обусловили настоящую форму учебного пособия .


Итоги методического «кроссвордового» эксперимента говорят о значительном повышении внимания к культурологии и ее проблемам, а также о таком важном моменте, как внимание и бережное отношение к справочной и методологической литературе не только по культурологии, но и по всем предметам гуманитарного цикла. Следует отметить, что достоинством данного издания является формирование мировоззренческих и культурных ориентаций, творческих способностей обучающихся, самостоятельной культуры мышления и речи.

Пособие включает 12 учебных кроссвордов по всем темам курса «Культурология». Общее количество терминов – более 200.

Данное пособие может представлять интерес для всех тех, кто хочет повысить свой интеллект и культурный потенциал в области гуманитарных наук .

Лилия Анатольевна Терсеро ,

преподаватель СПбТК

Кроссворд № 1 по теме «Культура как предмет научного анализа»

По горизонтали

3. это явления, нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам

7. (гг) британский этнолог, культуролог, автор 12-томного исследования первобытной культуры

10. немецкий философ и историк, один из сторонников рационалистической модели культуры

12. происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры

14. метод исследования культуры, сторонником которого являлся Франц Боас (гг)

По вертикали

1. (гг) британский философ, социолог и культуролог, один из разработчиков цивилизационной теории

2. культура, синтезирующая лучшие достижения всех национальных культур

4. (гг) немецкий социолог, историк, экономист, автор книги "Протестантская этика и дух капитализма"

6. в культуре это географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах

8. материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры

гг) русско-американский социолог и культуролог

13. американский антрополог, сторонница эмпирического метода исследования культуры

Кроссворд № 2 по теме «Первобытная культура»


По горизонтали

1. название пещеры во Франции, где сохранились наскальные изображения палеолитического периода

3. всемирно известное каменное мегалитическое сооружение в графстве Уилтшир, в Англии

9. древнекаменный век

10. время перехода от хозяйства "присваивающего типа" к хозяйству производящего типа

11. наделение природных явлений человеческими качествами, т. е. их одушевление

12. период истории с 7-10 до 8 тысяч лет до н. э., когда человек приручает собаку, изобретает лук и стрелы

По вертикали

2. органическое слияние разнородных элементов в единое целое

4. ущелье в Западной Германии, давшее свое название древнему виду человека

5. поклонение неодушевленным предметам, которые наделялись сверхъестественными свойствами

6. вера в способность человека с помощью заклинаний влиять на окружающий мир

7. американский этнограф (гг.), называвший период первобытности "дикостью"


8. вера человека в родственную связь с каким-либо видом животных, растений

13. религиозный запрет

Кроссворд № 3 к теме «Древневосточная культура: Древний Египет»

По горизонтали

2. царь в Египте, "живое божество"

8. площадь в центре города, где размещались рынок, место народных собраний и Сената

9. первый из обжитых римских холмов

12. выдающий государственный деятель республиканского периода, блестящий оратор, юрист и знаток философии

13. видней государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель, убитый заговорщиками на заседании сената

17. размер имущества

По вертикали

3. наиболее известный мастер московской школы иконописи

5. светский портрет

7. высшее божество, источник огня и света

10. народное собрание

Кроссворд № 12 по теме «Петербургский период русской культуры»

(«Золотой» и «серебряный» век русской культуры)


По горизонтали

16. гениальный русский писатель и мыслитель, автор концепции "непротивления злу насилием"

По вертикали

2. художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен ("Бурлаки на Волге", "Заседание Государственного совета", "Запорожцы")

4. театральный и художественный деятель, один из основоположников группы "Мир Искусства", организатор "Русских сезонов в Париже"

7. поэт, прозаик, драматург, художник, служил на Кавказе

9. одно из крупнейших направлений в искусстве, проявился в творчестве,

10. прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, один из классиков русской литературы (родился на Полтавщине)

11. русский и советский естествоиспытатель, один из представителей русского космизма

Заключение

В настоящем пособии намеренно нарушено одно из главных требований к составлению кроссвордов: проверяемость каждого слова двумя или тремя словами. По замыслу автора некоторые термины и определения, вошедшие в кроссворды, проверяются только одним словом, что затрудняет их решение.

Для преподавателя предлагается следующая шкала оценок в зависимости от количества правильных ответов:

80 – 100 % - «отлично»;

70 – 80 % - «хорошо»;

50 – 70 % - «удовлетворительно»;

Менее 50 % - «неудовлетворительно».

Среднее время решения одного задания составляет 45 минут. Кроссворды можно использовать в виде домашнего задания, либо в качестве проверочного теста во время проведения самостоятельной работы.

Основное преимущество кроссвордовой формы состоит в оперативном контроле результатов сразу после выполнения задания.

Список использованной литературы

1. , Королев. – СПб.: ПИТЕР, 2010.

2. Емохонова художественная культура. –М.: Академия, 2009.

3. Кравченко. –М.: Академический проект, 2010.

4. Моисеева. История мировой культуры. – СПб.: Питер, 2009.

5. Энциклопедический словарь по культурологии под ред. А.Радугина. –М.: Центр, 2009.

Московский Технический Университет Связи и Информатики

Семестровая работа:

Кроссворд по философии


Выполнил студент

Группы РС0302 Смирнов Кирилл

Проверила: Денисова А.Б.

Москва, 2004 г.



ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. (у Гегеля тождественен абсолютному духу) - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.. 3. раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. 5. исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. 7. философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности. . 9. направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.. 10. богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога (система догм христианского вероучения).. 11. бессмыслится, нелепость. 14. философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.. 16. процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.. 17. раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания. 18. направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными..

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал: духа и материи, идеального и материального. 4. (прил.) термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирического мира, характеризует высшие и универсальные предметы метафизического познания (единое, истинное, благое и т.д.). 6. мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. 8. особая духовная деятельность, похожая на науку и на культуру. Это учение о бытии и его отражении в человеческом сознании. Это исследование предельных значений отношения человека к миру. Это невразумительные ответы на нерешаемые вопросы.. 12. мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Это анализ собственных мыслей и представлений. 13. философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность. 15. совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей...

Ответы на кроссворд:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

2. Субъект.

3. Онтология.

5. Атеизм.

7. Аксиология.

9. Эмпиризм.

10. Теология.

11. Абсурд.

14. Агностицизм.

16. Познание.

17. Гносеология.

18. Идеализм.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Дуализм.

4. Трансцендентальный.

6. Фатализм.

8. Философия.

12. Рефлексия.

15. Мировоззрение.


Себе, проявляющиеся в форме непосредственного переживания. 14 Верное,правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика. 15 Наука исследующая законы и формы мышления, способы развития знания. 16 В учение стоиков это слово понималось как бесстрастность, душевная невозмутимость. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Равенство.2 Карнап. 3

Зелоном из Китина около 300г. до н. э.; нравственный принцип 19. Понятие, введенное неопозитивизмом для обозначения философской теории морали, взятой в противоположность нормативной этике отвлеченно от моральных проблем 20. Понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности Ответы на вопросы к кроссворду по этике.

... (“Ступени органического и человек”, 1928), А.Гелен (“Человек. Его природа и его положение в мире”, 1940), М.Ландман, осуществляя в основном органический, биоантропологический подходы к проблеме человека, приходили тем самым к значительному ограничению горизонта философского антропологического мышления. Они возвышали до уровня единственно определяющих, главных признаков человека биологические, ...

По горизонтали
3. Термин древнегреческих стоиков, обозначающий
4. Следующий за классическим греко-римский этап вразвитии античной философии и культуры, охваты-вающий период от завоеваний Александра Македонского (356 – 3230 до. н.э.)
5. Учение о природе, сущности познания
7. Старший из софистов, автор идеи Человек есть мера всех вещей
8. Совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе
9. Как называется второй период в истории античной философии (занимает промежуток времени с iii в. до н. э. по v в. н. э.)
11. Тип античного философского мировоззрения, в основе которого лежат представления о единстве человека, природы и Вселенной
13. Учение о бытии, о его фундаментальных принципах
14. Ученик Платона, отец логики
15. Учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
16. Древнегреческий философ, представительмилетской школы натурфилософии, ученик фалеса милетского
17. Древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. являются частью вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути
18. Понятие философии Платона, обозначающеепроцесс познания человеком мира посредством вос-поминания бессмертной душой того, что она видела,пребывая в мире идей
19. Искусство вести спор, беседу
22. Древнегреческий философ-досократик. единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, - книга «о природе», состоявшая из трех частей («о природе», «о государстве», «о боге»)
23. Древнегреческое учение, согласно которому мирсостоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие), в ко-торой движутся атомы
24. Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев

По вертикали
1. Ученик Сократа, создатель философский системы
2. Последователь пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания центральный огонь
4. Как называется первый период в античной философии (vii–iv вв. до н. э) связанный со становлением и развитием греческого классического рабовладения
6. Философия природы, умозрительное учение о природе и её целостности
10. Как называется наиболее характерная черта философской мысли эллинистического периода (стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом)
12. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового
20. Термин в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи
21. Поэтическое сочинение гесиода (vii - viii век до н. э.), одна из первых древнегреческих мифологических поэм, ставших известными в европейской литературе

Кроссворд по теме «Античная культура»

По горизонтали: 5. Древнеримский водопровод. 8. Богиня плодородия в древнегреческой мифологии. 9. Прометей украл у Зевса …, за что был прикован к скале. 10. Муза любовной лирики в древнегреческой мифологии. 13. Муза истории в Древней Греции. 14. Древнегреческий герой, который так и не смог долететь до солнца. 15. Одно из мифологических животных, побежденных Гераклом. 16. Древнегреческий бог подземного царства. 17. Античный город, погибший в результате извержения Везувия, изображенный Карлом Брюлловым в его знаменитой картине. 19. Часть фриза. 23. Древнегреческий поэт, по преданию, выброшенный в море и спасенный дельфинами.24. Гора в Древней Греции, обитель богов. 26. Знаменитый древнеримский амфитеатр. 27. Древнегреческий драматург, автор трагедии «Медея». 28. Крылатая богиня победы в Древней Греции. 30. Древнегреческая богиня женственности, жена Зевса. 33. Древнеримский драматург, автор трагедии «Медея». 35. Древнегреческий скульптор, автор скульптуры «Вакханка». 38. Богиня утренней зари в Древнем Риме. 35. Древнегреческий скульптор, автор скульптуры «Вакханка». 38. Богиня утренней зари в Древнем Риме. 39. Древнегреческий драматург, автор трагедии «Царь Эдип». 40. Самый большой храм в Афинском акрополе. 45. Хвалебная песнь в честь богов и героев в Древней Греции. 48. Троянский герой, персонаж поэмы Вергилия. 49. Бог моря в Древней Греции. 50. Древнегреческая богиня любви и красоты. 51. Река забве6ния в царстве Аида. 54. Богиня юности в Древней Греции.

56. Остров, центр ранней древнегреческой культуры. 57. Героиня греческой мифологии, к которой влюбленный Зевс явился в виде золотого дождя. 58. Стена для декораций в древнегреческом театре. 61. Первый в истории купольный храм. 63. Чудовище, которое пожирало юношей и девушек в Лабиринте, пока его не убил герой Тесей. 64. Герой поэмы Гомера. 67. Божество любви в древнеримской мифологии. 68. Император Восточной части Римской империи, при котором был построен храм Святой Софии в Константинополе. 69. Сцена в древнегреческом театре. 70. Античная одежда.71. Древнеримские празднества, во время которых рабы и господа менялись местами. 75. Муза танца в Древней Греции. 78. Передняя часть архитектурного сооружения. 79. Царь, конюшни которого очистил Геракл. 80. Жена Геракла. 81. Часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей.

По вертикали : 1. Храмовый комплекс в Древней Греции. 2. Архитектурное сооружение древних римлян. 3. Строительный материал, изобретение древних римлян. 4. Древнегреческая богиня, покровительница охоты. 6. Верная жена Одиссея. 7. В Риме – Венера, в Греции - … . 11. Первый римский император, получивший титул Августа. 12. В Риме - Диана, в Греции - … .

17. Древнегреческий скульптор, автор «золотого сечения». 18. Один из авторов Парфенона.

19. Древнегреческий скульптор, создавший «Дискобола». 20. Главная часть антаблемента.

21. Древнегреческий баснописец. 22. Герой трагедии Софокла. 23. Ряд арок. 25. Правитель Афин, при котором развитие искусства достигло наивысшего расцвета. 29. Персидский царь, одержавший победу при Фермопилах и разрушивший Афины. 31. Дочь финикийского царя, похищенная Зевсом, обратившимся в быка. 32. Древнегреческий ученый из Сиракуз, великий математик. 34. Знаменитая скульптура Поликлета. 36. Римский император, при котором христианство получило статус официальной религии. 37. Архитектурная опора, состоящая из базы, ствола и капители.

41. Легендарный основатель Рима. 42. Древнегреческая героиня, дети которой стали жертвами зависти и злобы Латоны, матери Аполлона и Артемиды. 43. Автор статуи Афины в Парфеноне.

44. Один из самых жестоких римских императоров, по приказу которого была убита его мать и покончил самоубийством его воспитатель Сенека, философ и драматург. 46. Душа в виде девушки, возлюбленная Купидона в древнегреческой мифологии. 47. Древнегреческий бог, из обряда поклонения которому возник театр. 52. Друг и наставник Одиссея и его детей, имя которого стало синонимом учителя, воспитателя, строго придерживающегося предписаний. 53. Поэма Вергилия.

55. Житель Афин. 56. Подземная галерея или зал, где первые христиане в Древнем Риме скрывались от преследований. 59. Герой «Илиады», почтенный старец, предающийся воспоминаниям и дающий советы молодым. 60. Нижняя часть преисподней, дно подземного царства в Древней Греции.

61. Древнегреческий автор комедий. 62. Древнегреческая баня. 65. В древнегреческой мифологии лесное божество с рогами и козлиными ногами. 66. Остров, родина Одиссея. 72. Римский император, в честь которого были воздвигнуты триумфальная арка и колонна. 73. Древнегреческие духи природы в виде девушек, богини деревьев, источников и пещер. 74. Древнеегипетская богиня, культ которой был широко распространен в Древнем Риме. 75. Один из доолимпийских богов, детей Урана и Геи.

76. Герой греческого мифа, обреченный бесконечно вкатывать на гору тяжелый камень.

77. Возлюбленный Артемиды, убитый ею из ревности и помещенный богами на небе в виде созвездия.