Мембранные органеллы клетки, отвечающие за накопление энергии и клеточное дыхание, называются митохондриями. Они присутствуют в эукариотических клетках автотрофов и гетеротрофов. Впервые обнаружены в 1850 году в мышечных клетках.

Строение

Митохондрии - округлые или вытянутые органоиды, размеры которых колеблются от 0,2 до 2 мкм. Органеллы состоят из двух мембран. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя образует складки - кристы, отвечающие за клеточное дыхание. Между мембранами находится пространство в 6-10 нм.

Складки внутренней мембраны заполнены жидкостью - матриксом, который содержит рибосомы, белки, ферменты, ДНК, РНК.

Рис. 1. Внутреннее строение митохондрии.

Существует гипотеза, что митохондрии имеют бактериальное происхождение. Прокариоты захватывали посредством фагоцитоза бактерии, которые могли генерировать энергию. Постепенно бактерии внедрились в структуру клетки и стали её органеллой.

Свою генетическую систему митохондрии сохранили даже в составе клетки. Процесс биосинтеза белка в клетках происходит в рибосомах, расположенных на ЭПР. Однако митохондрии имеют собственную ДНК и рибосомы и способны самостоятельно производить белок.

Дыхание

Процесс окисления, т.е. клеточного дыхания, происходит в матриксе и на внутренних мембранах митохондрии. При метаболизме сложные вещества расщепляются до мономеров. Крахмал распадается до глюкозы, которая в бескислородной среде цитоплазмы расщепляется до пировиноградной кислоты (ПВК). При этом образуется две молекулы АТФ. В присутствии кислорода ПВК окисляется до углекислого газа и воды, т.е. осуществляется процесс дыхания в митохондриях.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Окисление происходит в два этапа:

  • в матриксе - образуется углекислый газ, водород и 2 молекулы АТФ (цикл Кребса);
  • на кристах - окисление водорода, образование воды и 36 молекул АТФ.

Дыхание на кристах (транспорт электронов) осуществляется с помощью дыхательной цепи, являющейся частью окислительного фосфорилирования (образования АТФ) и состоящей из двух компонентов:

  • белковых комплексов (I, III и IV), встроенных в мембрану;
  • белковых молекул-переносчиков (цитохром и убихинон).

Всего образуется 38 молекул АТФ, которые используются в процессах анаболизма. Вот почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток.

Рис. 2. Схема дыхания в митохондриях.

Число митохондрий зависит от типа клетки и выполняемых функций. Чем выше потребность в энергии, тем больше митохондрий находится в клетке (до 2500).

Пластиды

Дополнительными органеллами растительной клетки, схожими по строению и функциям с митохондриями, являются пластиды. Они состоят из двух или четырёх мембран и бывают трёх видов:

  • лейкопласты;
  • хромопласты;
  • хлоропласты.

Лейкопласты - бесцветные органеллы, которые зачастую находятся в корнях растений (не на свету). Они накапливают питательные вещества, например, в виде крахмала. На свету в лейкопластах образуется хлорофилл - зелёный пигмент.

Хромопласты содержат пигменты разных цветов (красный, жёлтый, фиолетовый). Они находятся в лепестках цветов и придают окраску венчику для привлечения насекомых.

Хлоропласты содержат пигменты (хлорофилл, каротиноид, ксантофилл), с помощью которых осуществляется процесс фотосинтеза. Внутри содержится студенистое вещество - строма, отвечающее за тёмную фазу фотосинтеза. В строме находятся ДНК, масла, рибосомы, а также мембранные структуры - тилакоиды, которые образуют граны, похожие на стопки монет. Тилакоиды отвечают за световую фазу фотосинтеза. Хлоропласты могут превращаться в лейкопласты или хромопласты.Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 68.

Функции органоидов клетки

Органоиды клетки и их функции:

1. Клеточная оболочка - состоит из 3 слоев:

1. жесткая клеточная стенка;

2. тонкий слой пектиновых веществ;

3. тонкая цитоплазматическая нить.

Клеточная оболочка обеспечивает механическую опору и защиту, скрепляет друг с другом соседние клетки, объединяет протопласты соседних клеток в единую систему.

2. Плазматическая мембрана - имеет сложную структуру, состоит из расположенных определенным образом слоев липидов и белков. Обеспечивает избирательно проницаемый барьер, регулирующий обмен между клеткой и средой.

3. Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки. В цитоплазме протекают процессы обмена веществ, она объединяет органоиды клетки в единое целое и обеспечивает их взаимодействие.

4. Ядро - заключено в оболочку из двух мембран, компоненты ядра - клеточный сок, хроматин и ядрышко. Хромосомы ядра регулируют все виды клеточной активности: деление ядра лежит в основе самовоспроизведения.

5. Ядрышко - небольшая структура, включенная в ядро. Ядрышко - это место образования рибосом.

6. Эндоплазматический ретикулум (ЭР) - система уплощенных мембранных мешочков - цистерн. Поверхность шероховатого ЭР покрыта рибосомами, гладкого ЭР - нет. По цистернам шероховатого ЭР транспортируется белок, синтезированный на рибосомах. Гладкий ЭР - место синтеза липидов и стероидов.

7. Рибосомы - состоят из 2 субчастиц - большой и малой. Могут быть связаны с ЭР или свободно лежать в цитоплазме. Рибосомы - место синтеза белков.

8. Митохондрии - окружены оболочками из двух мембран. Внутренние мембраны образуют складки (кристы), внутреннее содержимое митохондрии - матрикс. Участвуют в процессах внутриклеточного окисления, обеспечивают энергетический запас.

9. Аппарат Гольджи - стопка уплощенных мембранных мешочков цистерн с непрерывно отделяющимися пузырьками. Участвует в процессе секреции, в нем образуются лизосомы.

10. Лизосомы - одномембранный мешочек, заполненный пищеварительными ферментами. Выполняют функции, связанные с распадом структур или молекул в клетке.

11. Клеточный центр - состоит из 2 мельчайших частиц - центриолей. Участвует в образовании веретена деления.

12. Пластиды - двухмембранный органоид растительной клетки. Хромопласты содержат пигменты, лейкопласты - запасное вещество (крахмал). Выполняют сигнальную (хромопласты) и запасную (лейкопласты) функции.

13. Хлоропласты - крупная пластида, содержащая хлорофилл. Участвует в процессе фотосинтеза.

14. Вакуоль - органоид содержит клеточный сок, ограничен одной мембраной. Выполняет запасающую функцию.

Клеточное дыхание и его строение

Клеточное дыхание, или тканевое дыхание, или внутреннее дыхание - это совокупность управляемых окислительно-восстановительных реакций в клетке, главным назначением и результатом которых является образование энергии.

Окислительно-восстановительной реакцией называется процесс передачи электронов одним веществом (атом, молекула, ион) другому веществу. В соответствии с названием эта реакция состоит из двух синхронных взаимодействующих конкурирующих обратимых процессов: окисление и восстановление. Окислением называется процесс отдачи одним веществом электронов другому веществу. Вещество, которое является донором электронов называется восстановителем и обозначается Red. В результате окислительно-восстановительной реакции восстановитель переходит в сопряжённую окисленную форму. Восстановлением называется процесс присоединения веществом электронов, отдаваемых другим веществом. Вещество акцептор электронов называется окислителем и обозначается Ox. В результате окислительно-восстановительной реакции окислителель переходит в сопряжённую восстановленную форму.

Представления об окислительно-восстановительных реакциях подобны представлениям о кислотно-основных реакциях (теория Бренстеда-Лоури, Бренстед Йоханнес Николаус, Bronsted, Johannes Nicolaus, 1879-1914, датский физикохимик; Лоури Томас Мартин, Lowry Thomas Martin, 1874-1936, английский химик). Кислота является донором, а основание акцептором протона. Кислоты и основания существуют только как сопряженные пары. Протон не существует в растворе в свободном виде, в воде он образует ион OH3+. Главной особенностью кислотно-основных реакций является конкуренция за протоны между двумя парами сопряжённых кислот и оснований. Аналогично, главной особенностью окислительно-восстановительных реакций является конкуренция за электроны (как за протоны в кислотно-основных парах) между двумя парами сопряженных окислителей и восстановителей (редокс пары).

Характерным признаком окислительно-восстановительных реакций является изменение степени окисленности вещества. Окисление сопровождается повышением степени окисленности вещества. Восстановление сопровождается понижением степени окисленности восстанавливаемого вещества. Окислительно-восстановительные реакции в организме катализируются ферментами оксиредуктазами.

белок аминокислотный состав клеточный

Субстратами клеточного дыхания являются питательные вещества, поступающие в организм с пищей (углеводы, липиды, белки). Значительная часть энергии, образующейся в процессе окисления питательных веществ, запасается в универсальном носителе энергии - молекулах нуклеотида, называемого аденозинтрифосфатом (АТФ). Когда клетка для осуществления процессов жизни, в том числе и для осуществления внешнего дыхания, нуждается в энергии, единственное, что требуется для её получения - гидролиз АТФ. Таким образом, АТФ - это связующее звено между клеточным дыханием и процессами жизнедеятельности, требующими затрат энергии.

Реакции окисления в клетке могут осуществляться как с участием кислорода, так и без участия кислорода. Если окисление питательных веществ осуществляется с участием кислорода, его называют аэробным клеточным дыханием. Если окисление питательных веществ осуществляется без участия кислорода (окисление одного субстрата за счет восстановления другого), то его называют анаэробным клеточным дыханием.

1) инстинктом
2) поведением
3) рефлексом
4) чувствительностью
А2.Зеленая эвглена способна к фотосинтезу, так как в её клетке есть
1) ядро
2) цитоплазма
3) жгутики
4) хлоро пласты

А 3.Тело кишечнополостных состоит из
1) одной клетки
2) одного слоя клеток
3) двух слоёв клеток
4) трвх слоёв клеток

А 4. Для какого организма характерно развитие с промежуточным хозяином?
1) белой планарии
2) бычьего цепня
3) дождевого червя
4) медицинской пиявки

А 5.Характерной чертой приспособленности осьминога к защите от врагов
является
1) способность изменять окраску тела
2) сходство по форме с кальмарами
3) наличие жёсткой раковины
4) наличие твёрдого тела
А 6. К типу Членистоногие относится
1) речной рак
2) ланцетник
3) осьминог
4) нереида

А 7. Насекомые дышат при помощи
1) воздушных мешков
2) трахей
3) лёгких
4) лёгочных мешков

А 8.У рыб кровь из сердца поступает в жабры, а потом к телу, поэтому
1) смешанной
3) венозной
4) артериальной

А 9.У рыб кровь из сердца поступает в жабры, а потом к телу, поэтому
клетки тела снабжаются кровью
1) смешанной
2) насыщенной углекислым газом
3) венозной
4) артериальной
А 10.Скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство
1) самка прудовой лягушки и самец прудовой лягушки
2) самка озёрной лягушки и самец прудовой лягушки
3) самка прудовой лягушки и самец озёрной лягушки
4) самка травяной лягушки и самец прудовой лягушки
А 11. Пресмыкающиеся - более высокоорганизованные животные, чем
земновод-ные, однако у них температура тела
1) постоянная, ниже температуры окружающей среды
2) зависит от скорости протекания внутренних процессов
3) значительно выше, чем температура окружающей среды
4) изменяется в зависимости от температуры окружающей среды
А 12. Ках называют часть мозга птицы, отвечающую за координацию движений
во время полёта?
1) средний мозг
2) продолговатый мозг
3) кора мозга
4) мозжечок
А. 13. Какие позвоночные стали первыми наземными хордовыми животными,
раз-множающимися на суше?
1) земноводные
2) пресмыкающиеся
3) птицы
4) млекопитающие

А 14.Какие утверждения верны?
Л. Сердце у хордовых находится на брюшной стороне тепа.
Б. Взрослые земноводные дышат при помощи лёгких и кожи.
4) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Ответы на задания В1 - ВЗ запишите сначала « указанном месте в тесте, а
затем в бланке тестирования справа от номера задания (Bl, В2 или ВЗ),
начиная с первой клеточки. Каждую цифру или букву пишите в букву пишите в
отдельной клеточке по образцу.

В 1. Выберите из перечня три элемента верного ответа и обведите
соответст-вующие цифры.
Какие представители класса Насекомые развиваются с полным превращени¬ем?
1) жук майский
2) саранча пустынная
3) кузнечик зелёный
4) бабочка-капустница
5) муха комнатная
Обведённые цифры запишите в таблицу.

В2 . В приведённом ниже списке перечислены некоторые систематические
группы, обозначенные буквами.
A)класс Пресмыкающиеся
Б) род Гадюки
B)тип Хордовые
Г) вид Гадюка обыкновенная
Д) отряд Чешуйчатые

Установите последовательность, отражающую положение вида Гадюка
обыкновенная в классификации животных, начиная с наименьшей группы.
Запишите в таблицу буквы в нужной последовательности.

В 3. Прочтите текст, используя слова для выбора, обозначенные буквами
(воз¬можно изменение окончаний).
Самой большой по видовому составу группой позвоночных животных являются
... . Они подразделяются на два класса: ..., имеющие внут¬ренний скелет
из хрящевой ткани, и..., скелет которых состоит из ко¬стной ткани. Кожа
нх снаружи покрыта..., чсренипеобразно налегаю¬щими друг на друга.

Слова для выбора:
A.щитки
B.рыбы
В.птицы
Г. костные
Д. хрящевые
Е. чешуя
Запишите в таблицу буквы, соответствующие пропущенным словам, в том
порядке, в котором они должны стоять на месте пропусков в тексте.

Ответьте пожалуйсто на вопросы,очень важно,решает оценку. 1.Кто придумал название клетка?Варианты:Аристотель,Дарвин,Леенгук,Гук.

2.Выберете верное утверждение: а.Все клетки растений содержат хролопласты. б.Все клетки растений имеют клеточную оболочку. (Правильный а,Правильный б,Правильные все,не правильно ничего)

3.Бактериальная клетка в отличии от растительной,не имеет: Клеточной оболочки,Ядра,цитоплазмы,постоянной формы(Выберете правильный ответ)

4.Укажите правильный перечень процессов и явлений,характерных только для растений:

1)фотосинтез,активное перемещение в пространстве,дыхание.

2)кровообращение,выделение,спорообразование

3)дыхание,фотосинтез,испарение воды

5.Высшими растениями не являются:

1)мохообразные

2)папоротникообразые

6.Клетки грибов сходны с клетками растений по таким признакам,как:

1)наличие клеточной стенки

2)способнось к фотосинтезу

3)размножение семенами

4)наличие корней

7.Условия прорастания семян:

1)тепло,свет и воздух

2)живой зародыш,вода и почва

3)вода,почва и воздух

4)живой зародыш,тепло,вода и воздух

8.При бесполом размножении не происходит:

1)увеличения числа особей

2)омена наследственной информации

3)расселения потомства

4)роста и разития организма

9.Половое поколение преобладает в цикле развития:

1)папоротникообразных

1ель и берёза

2)орешник и верба

3)кипарис и сосна

4)лютик и клевер

Помогите пожалуйста с викториной

1. Система органов незаменимая для организма
2.Системы, объединяющие все органы.
3.Кто (или что) ухаживает за кожей?
4.Какие клетки покрывают поверхность кожи.
5.Сокращающиеся органы.
6.Основа скелета.
7.Система органов, добывающая энергию.
8.Где питательные вещества поступают в кровь?
9.К какой системе органов относятся почки.
10.Какого газа постоянно не хватает в организме.
11.В какой клетке помещаются органы дыхания.
12.Сколько раз проходит кровь через сердце за один круг
13.Как кровь попадает из артерии в вену.
14.Две составные части крови.
15. Где помещается наше сознание
16. По каким проводам мозг получает сообщения.
17.Слой нервных клеток на дне глаза.
18.Что оценивает второй глаз,второе ухо
19.Где находится орган равновесия
20.Как питается ребенок до рождения
21.Как защищают детей от самых опасных болезней
22.Кто из животных сходен с людьми по строению тела
23.Что отличает человека от животных
24.Нормы поведения человека в обществе.
Заранее Спасибо:-)
Олег Салошин 4В класс

Составьте таблицу органелл клетки, укажите их строение и функции. 5 класс

Я знаю, что органелла клетки - это строение клетки. Я никак не пойму, в каком виде нужно сделать это задание. Что за таблицу нужно составить. Если есть мнения, с радостью выслушаю.