Китайские эксперты по технологиям продаж вследствие проведенного исследования пришли к выводу, что различные площади в торговом зале совершенно неравноценны с точки зрения своего объема продаж. Чем глубже покупатель погружается в бесконечные ряды магазина, тем больше уменьшается значимость и вероятность покупки других товаров.

Начальная зона торгового зала позволяет реализовать более чем 50 % всего оборота магазина. Средняя и дальняя зоны дают соответственно 20 % и 10% продаж. Поэтому планировка и расположение товаром в магазине является ключевым понятием в искусстве мерчендайзинга.

Собственно говоря, планировка и прибыль являются неразрывными понятиями. Современные торговые технологии имеют множество вариантов и концепций оформления и планировки торговых площадей, однако каждый магазин имею свою индивидуальность, поэтому нижеприведенные описания и рекомендации будут состоять из самых общих правил и закономерностей

Первым принципом для следования при планировке торгового зала является комплексный подход, подразумевающий такие факторы, как:

  • - позиционирование и общая концепция торгового предприятия
  • - ориентирование на определенную целевую аудиторию потребителей
  • - общий дизайн магазина
  • - возможность проведения дополнительных мероприятий, направленных на быстрый сбыт товара.

Следующий базовый принцип планировки магазина - максимально возможное увеличение площади торгового зала, в частности, например, за счет использования современных систем контроля за товарными запасами и управления ими, или же за счет вынесения некоторой части тех­нологических операций и работ за пределы магазина.

Основной же задачей правильной планировки при этом является побуждения покупателя к обходу всего магазина, чтобы он мог рассмотреть весь товар и сделать покупку. Искусство мерчандайзинга именно и состоит в том, чтобы, учитывая специализацию, размеры и место расположения магазина, определить, какую технологию планировки следует использовать.

Планировка магазина в большой мере определяется количеством и принципами размещения отделов в торговом зале. При планировании расположения отделов, как правило, сле­дует учитывать следующие факторы:

·удобство работы для торгового персонала;

·рентабельность;

·возможность предотвращения хищений;

·удобство для покупателей в процессе перемещения их по торговому залу и при просмотре товаров;

·специфические свойства товара и степень привлекательнос­ти его внешнего вида;

·сложившиеся традиции и др.

Рас­пределение торговой площади магазина на секции направлено на формирование маршрута движения покупателей. Планировка торгового зала всегда самая разнообразная и часто не зависит от желаний и предпочтений самого торговца. В идеальном случае торговый зал дол­жен иметь круглую или квадратную форму. Однако, на практике удобной и достаточно эффективной формой для продажи товаров и обслуживания покупателей является прямоугольник с соотношением сторон 2:3 или 1:2 при высоте торгового зала не менее 3,3 м.

Как показали многочисленные исследования, более «вытянутые» торговые помещения существенно снижают эффектив­ность продаж и ослабляют личную мотивацию покупателей к совершению покупок. Общепризнанным фактом является постулат, что в торговом зале, имеющем оптимальную форму, отношение его периметра к площади должно стремиться к минимальному значению. Реали­зация данного принципа в процессе проектирования розничного торгового предприятия даст возможность в дальнейшем уменьшить изде­ржки, ускорить процесс продвижения покупателей по торговому залу и улучшить психологическую атмосферу во время совершения покупок.

В процессе планировки особое внимание следует уделить формированию так называемого «золотого треугольника», зоны торгового зала, наиболее часто посещаемой клиентами заведения. Его формирование обусловлено физиологическими особенностями покупателей, то есть формированием «петли» движения против часовой стрелки и местом расположения точек, наиболее значимых с точки зрения покупателей.

Дизайнеры и специалисты по мерчендайзингу различают несколько типов планировки торговых помещений: боксовую, смешанную, петлевую, линейную, произвольную.

Линейная планировка торгового зала – это размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. По этому же принципу выстраиваются и линии торгового оборудования, что обеспечивает хороший обзор всех , и вывесок. Посетители не формируют толпу, а свободно путешествуют по торговому залу. Благодаря такой планировке формируются потоки передвижения покупателей и создаются хорошие условия для размещения товаров. Изменяя длину линий, можно регулировать концентрацию покупателей в торговом зале.

Линейная планировка может быть четырех видов: продольная, поперечная, диагональная и смешанная.

Смешанная планировка торгового зала предполагает комбинирование продольного и поперечного размещения линий прилавков и витрин, и чаще всего используется в крупных магазинах самообслуживания. Также смешанная планировка учитывает линейные и боксовые элементы. Островные горки, которые также используются при такой планировке, как правило разбивают проходами во избежание возникновения «пробок» из покупателей. При этом идеальная длина горок должна составлять не более четырех метров у стен, трех метров в середине зала и двух метров в прикассовой зоне.

Боксовая планировка – простой вид планировки, при которой торговый зал разделяется на изолированные друг от друга отделы.

Планировка торгового зала «петля» . Это универсальный способ расстановки торгового оборудования, который подходит практически для всех видов торговых помещений. Он состоит в том, что по периметру стен торгового зала ставятся высокие стеллажи, а в центре устанавливают невысокое оборудование, что обеспечивает удобство передвижения посетителей и хороший обзор всех товаров.

Выставочная планировкаподразумевает размещение крупногабаритных товаров на специальном оборудовании по всему периметру зала, таким образом происходит как бы выставка товаров.

Свободная планировка зала – наиболее распространенный способ расстановки торгового оборудования, который заключается в размещении оборудования без определенной системы в соответствии с конкретной формой помещения.

Решетка – это такая планировка торгового зала, когда основу составляют длинные стеллажи, разделенные проходами.

Вариант планировки торгового зала«трек» (иногда его путают с «петлей») представляет собой один центральный проход, к которому ведут несколько входов в магазин. Таким образом, могут охватываться покупательскими потоками многочисленные «бутики» или сек­ции, входящие, например, в состав крупного торгового центра.

Одной из наиболее трудных задач при планировке торговых помещений является привлечение покупателей в угловые части торгового зала. Покупатели всегда стремятся выпрямить углы и обычно не заходят в них, если только там не продаются особенно привлекательные товары. Как решение такой проблемы эффективного использования угловой площади специалистами рекомендуется размещение там мелких отделов, сразу узнаваемых покупателем.

В типичных случаях покупатели начинают обход торгово­го зала с правого угла фасада и движутся по залу в направлении против часовой стрелки, поэтому правая стена торгового зала считается наиболее выигрышным участком. Это начало маршрута практически всех покупателей, поэтому в планировке размещения торгового оборудования именно правая стена занимает главное внимание.

В искусстве мерчендайзинга огромное количество нюансов и мелочей, учитывая которые, можно добиться наибольшего эффекта, стабильных продаж и постоянного роста посетителей.

Рассказать друзьям!