В качестве одного из ярких примеров изменения налоговой политики в отношении недропользователей в Казахстане можно привести ситуацию с разрешением вопроса о проблемах исчисления налога на сверхприбыль.

Со второго полугодия 2005 года налоговые органы Казахстана под кураторством Налогового комитета Министерства финансов РК провели ряд тематических налоговых проверок в отношении крупнейших недропользователей. Впервые за историю независимого Казахстана были проведены тематические проверки по налогу на сверхприбыль. Недропользователи были в недоумении от огромных сумм начисленного налога на сверхприбыль, пени и штрафов.

Налог на сверхприбыль впервые был предусмотрен положениями налогового законодательства начала 1995 года. Плательщиками налога на сверхприбыль признавались все недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых и переработку техногенных образований и получающие дополнительные доходы от деятельности в относительно лучших природных условиях или реализующие добываемую продукцию в относительно лучших условиях рынка.

Закон о налогах содержал общие положения о плательщиках налога на сверхприбыль, форме уплаты, в последующих редакциях были определены ставки налога на сверхприбыль. Подзаконного же регламентирования порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль недропользователи не видели долгое время. Скорее всего, это объяснялось ранним этапом развития нефтяной индустрии. Нефтяные месторождения находились все еще на стадии разведки, соответственно, не было даже прибыли, не говоря уже о так называемой сверхприбыли.

29 декабря 1997 года Приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов РК № 1 была утверждена Инструкция № 41 «О налогообложении недропользователей». Впервые детально методика расчета (исчисления) налога на сверхприбыль была закреплена в Инструкции № 41, положениями инструкции также предусматривались примеры исчисления налога на сверхприбыль, формулы и расчеты. С момента принятия Инструкции № 41 недропользователи руководствовались ее положениями.

Недропользователи Казахстана начали получать сверхприбыль в конце 1999 - начале 2000 годов. Соответственно, с этого момента возникла необходимость исчисления и уплаты налога на сверхприбыль. Стоит отметить, что были утверждены правила составления налоговой отчетности, недропользователи провели ряд переговоров с представителями налоговых органов в целях получения консультаций по правилам исчисления и уплаты налога на сверхприбыль.

Правильность, корректность и, соответственно, правомерность порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, проводимого недропользователями, была подтверждена результатами комплексных налоговых проверок недропользователей за 2000-2004 годы. Результаты же последних тематических налоговых проверок, проведенных во втором полугодии 2005 года, показали, что недропользователи неправильно исчисляли налог на сверхприбыль. Более того, противоречивыми оказались выводы проверяющих, а именно, результаты ранее проведенных комплексных проверок в отношении налога на сверхприбыль существенно отличались от проведенных в 2005 году тематических проверок по налогу на сверхприбыль; формулы исчисления налога на сверхприбыль, закрепленные в ежегодно (с 2000 года) утверждаемых налоговыми органами правилах составления налоговой отчетности также рознились с формулами, примененными в ходе тематических проверок.

Налоговые органы использовали принципиально новую для многих Контрактов методику расчета налога на сверхприбыль.

В соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент заключения недропользователями нефтяных контрактов, и сложившейся практикой налог на сверхприбыль рассчитывался следующим образом:

Доход после уплаты корпоративного подоходного налога (КПН) - налог на дивиденды - налог на сверхприбыль, уплаченный за предыдущий год = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Вышеуказанная формула применялась в соответствии с положениями Инструкции № 41 «О налогообложении недропользователей» и Правилами составления Декларации по налогу на сверхприбыль.

Налоговые же органы в середине 2005 года приняли внутренний акт, предусматривающий иной порядок исчисления налога на сверхприбыль, с принятием за основу лишь порядка определения чистого дохода. Так, налоговые органы, руководствуясь положениями п.30 ст.5 Закона о налогах, предусматривающего, что под чистым доходом следует понимать налогооблагаемый доход за минусом подоходного налога, выплачиваемого по этому доходу, рассчитывают налог на сверхприбыль следующим образом:

Доход после уплаты КПН = чистый доход х ставка налога на сверхприбыль = сумма налога на сверхприбыль.

Таким образом, налоговые органы посчитали, что при исчислении чистого дохода недропользователи необоснованно вычитывают сумму уплаченного налога на дивиденды и сумму налога на сверхприбыль, уплаченного за предыдущий год .

Основным аргументом налоговых органов при исчислении налога на сверхприбыль по вышеуказанной формуле являются положения п.30 ст.5 Закона о налогах, определяющего чистый доход как доход за минусом только корпоративного подоходного налога.

Как видно из изложенного, руководствуясь крайне формальным подходом, несмотря на положения Контрактов на недропользование, четко закрепляющих методику расчета налога на сверхприбыль, органы налоговой службы обозначили новую методику исчисления налога на сверхприбыль, существенно изменяющую экономический баланс интересов государства и недропользователя.

Согласно ст.94 Закона о налогах требования по уплате налогов и других обязательных платежей (налоговый режим), устанавливаемые для недропользователей, определяются в контрактах на недропользование между недропользователем и Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан. В соответствии со ст.94-3 Закона о налогах налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, действует неизменно до окончания срока действия контракта , то есть норма стабильности налогового режима.

Таким образом, положения контракта на недропользование относительно налогового режима имеют преимущественную силу над нормами Закона о налогах и недропользователь обязан уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет согласно налоговому режиму, установленному контрактом на недропользование.

Несмотря на вышеизложенное, по состоянию на сегодняшний день судебная власть в этом вопросе солидарна с налоговыми органами. При этом окончательная точка в этом вопросе еще не поставлена. У первых недропользователей, столкнувшихся с этой проблемой, есть право до января-февраля 2007 года обжаловать вынесенные в пользу налоговых органов судебные решения по налогу на сверхприбыль. Следует также отметить, что каждый контракт на недропользование и закрепленный в нем налоговый режим были индивидуальны.

Следует отметить, что согласно внесенным в Налоговый Кодекс поправкам стабильность налогового режима, закрепленная в контрактах на недропользование, отменена для всех недропользователей в ретроспективном порядке, за исключением:

  • · недропользователей, осуществляющих свою деятельность на основании соглашения о разделе продукции; и
  • · нескольких недропользователей, осуществляющих деятельность на основании контракта на недропользование.

Согласно новой методике расчета НСП плательщики налога на сверхприбыль применяют скользящую шкалу ставок от 0% до 60% в зависимости от процента чистого дохода, превышающего 25% отношения чистого дохода к вычетам для исчисления налога на сверхприбыль.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи Казахстана, за исключением недропользователей, осуществляющих деятельность на основании следующих контрактов на недропользование:

a) соглашения о раздельной продукции;

b) на разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей (при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых);

c) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование, превышающая сумму, равную 25% от суммы вычетов недропользователя. Согласно нормам Налогового кодекса, действующего с 2009 года, общий принцип исчисления налога на сверхприбыль остался таким же, как и в 2005 году, однако, существуют изменения при определении дохода до уплаты КПН. Доход до уплаты КПН, то есть налогооблагаемый доход определяется как положительная разница между совокупным годовым доходом и вычетами для исчисления НСП, которые кроме вычетов для целей исчисления КПН, включают:

  • Фактические расходы на приобретение и (или) создание фиксированных активов;
  • Расходы по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;
  • расходы, понесенные в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;
  • расходы недропользователей, подлежащие отнесению на вычеты путем начисления амортизации;
  • убытки, понесенные недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование.

Далее, нужно определить соотношение дохода после уплаты КПН, то есть чистого дохода, к вычетам для целей исчисления КПН. В случае, если данное соотношение превышает коэффициент 1.25, то сумма превышения будет базой для исчисления налога на сверхприбыль.

Доход после уплаты КПН = чистый доход

Чистый доход, превышающий коэффициент 1.25 х ставка налога на сверхприбыль по скользящей шкале = сумма налога на сверхприбыль.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что, несмотря на изменения в Налоговый Кодекс по методике расчета налога на сверхприбыль, которые в какой-то мере упростили порядок расчета, плательщики налога на сверхприбыль все еще испытывают практические трудности при применении данного расчета. До отмены стабильности налогового режима основной причиной возникновения налоговых споров по налогу на сверхприбыль являлось различное понимание налогоплательщиком и государством содержания налоговой стабильности, стабильности налогового режима. Налогоплательщик-недропользователь толкует все неточности и пробелы в свою пользу, государство в лице налоговых органов расширительно и зачастую необоснованно формально толкуют некоторые нормы применимого налогового законодательства, не учитывая положения самого контракта на недропользование. Однако, все эти вопросы вот уже на протяжении последних 15 лет являются открытыми и актуальнейшими для недропользователей Казахстана. В разрешении данных вопросов необходим систематизированный и самое главное справедливый подход с точки зрения баланса экономических интересов сторон.

С уважением,

Департамент "Налоговое право"

Налог на сверхдоход - прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения - часть прибыли юридических лиц (корпораций), осуществляющих коммерческую деятельность на территории страны, и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Применяемые ставки налога обычно очень высоки и могут достигать 80-100%.

Исторически налог использовался в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном росте прибылей предприятий и организаций за счет инфляции, главным образом в периоды войн. Исчислялся двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливалась в определенном проценте к капиталу. При втором методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю («нормальную») прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило, 3-4 года).

Впервые данный налог был введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.), а также в царской России (1916 г.), где был определен как налог на прирост прибылей. Плательщиками налога выступали торговые и промышленные предприятия, чистая прибыль которых составляла более 8% на основной капитал. Объектом обложения являлся прирост прибыли, рассчитываемый как разница между фактически полученной прибылью и прибылью, равной 8% на основной капитал.

Налог также использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943-1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли и рассчитывались нормативным методом, в Великобритании в 1939-1945 гг. - 100% и применялись оба метода исчисления. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными. По окончании 2-й мировой войны налог сохранил свое значение и по-прежнему применялся при острых финансовых затруднениях государств, как правило, связанных с военными расходами. Например, в Великобритании в период реализации долгосрочной военной программы (1951-54) налог взимался с акционерного капитала поставке 10%. В США в период войны с Кореей (1950-53) общая ставка налога на прибыль и сверхприбыль достигала 82% .

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обложения - прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

В налоговых системах развитых стран конца XX в. налога на сверхдоход не существует, но в то, же время, имеют место специальные налоги на прибыль. Они вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником налоговых поступлений (т.е. по экономической сути представляют собой трансформированный налог на сверхдоход). Так, в США в составе корпорационного налога взимался, так называемый, «дополнительный налог с высоких прибылей» («supplementary tax») по ставке 5%. В Великобритании существовал налог на прирост капитала («capital gains tax»), взимаемый при перепродаже имущества или ценных бумаг. К числу специальных налогов относят также налоги на прибыль в отдельных отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной отрасли (так называемый нефтяной корпорационный налог – «petroleum revenue tax»). Этот налог уплачивался нефтедобывающими компаниями наряду с корпорационном налогом в Великобритании, Норвегии, Канаде.

В современных экономических системах XXI в. все большее внимание уделяется применению налога на сверхдоход, особенно это стало актуально после кризиса 2008 года.

Налог на сверхдоход во Франции

Общественный резонанс произвела попытка введения налога на сверхдоход во Франции. В начале июля 2012 года премьер-министр Франции Жан-Марк Эро выступил с заявлением о том, что стране необходимы кардинальные меры, способные стабилизировать слабую экономику. Особо премьер-министр упомянул об обязанности состоятельных граждан Франции содействовать в восстановлении ВВП. Власти планировали ввести новые правила налогообложения, согласно которым наиболее рентабельные крупные корпорации, а также самые богатые жители страны платили бы в казну 45% своих доходов. При этом для граждан, чьи доходы превышают 1 миллион евро, налоговая нагрузка составила бы 75%. Несмотря та то, что во Франции подоходный налог и так немаленький, и он составляет 41%.

Однако вскоре, 29 декабря 2012 года конституционный суд Франции отменил повышение налога на сверхдоход французских граждан до отметки в 75%, который должен был быть введен со следующего года. Несмотря на то, что такое запланированное повышение налогов стало скорее бы символической акцией, которая затронет всего несколько тысяч французских граждан, оно серьезно шокировало многих зарубежных инвесторов и буквально привело к побегу из родной страны людей, имеющих высокие доходы, к примеру, - Жерар Депардье. Самый богатый француз, руководитель концерна Моёт Хенесси («Moet Hennessy»), Луи Вьютон («Louis Vuitton») Бернар Арно попросил бельгийского гражданства. СМИ связали это с ожиданием ужесточения налоговой политики во Франции, Арно это опровергал. Многие французские богачи уже давно платят налоги в Бельгии и Швейцарии, где налоговые ставки ниже, чем во Франции: в их числе певцы Джонни Холлидей и Шарль Азнавур, а также актеры Ален Делон и Изабель Аджани, теннисисты Амели Моресмо и Янник Ноа.

Представители социалистов при власти рассчитывали, что введение 75%-го налога поможет государственной казне получать примерно 300 миллионов евро в год, что стало бы довольно существенным подспорьем во время нынешнего финансового кризиса в еврозоне и серьезно бы поддержало национальный бюджет. Однако для реализации данной цели правительству Франции понадобилось примерно 33 миллиарда евро.

Конституционный суд Франции, который и определяет соответствие всех новых норм основным законам, отметил, что введение подобного налога стало бы несправедливым, так как поставило бы французов в неравные условия.

Налог на сверхдоход в Австралии

«21» марта 2012 года Верхняя палата парламента (сенат) Австралии одобрила закон о новом налоге на сверхдоходы горнодобывающих компаний. Правительство Австралии рассчитывает, что налог пополнит бюджет примерно на 11 млрд. австралийских долларов. Однако пока неясно, насколько продолжительным окажется действие такого налога.

После того, как в 2008 году разразился глобальный кризис, идея бывшего главы правительства Кевина Радда ввести 40%-ный налог на сверхприбыли была вполне целесообразной. Но по мере ее продвижения самый популярный политик страны быстро терял доверие электората, причем это происходило всего за несколько месяцев до парламентских выборов. Новым премьером стала его заместитель Джулия Гиллард - впервые в истории страны этот пост заняла женщина. Она тут же вступила в переговоры с горнорудными гигантами, которые охотно приняли «мирные предложения».

Стороны пришли к обоюдному согласию - ставка налога была снижена до 30%, внесен ряд других поправок (всего 96 пунктов). В частности, налог теперь взимается только с компаний, добывающих железную руду и уголь, годовая прибыль которых превышает 75 млн. долларов, что выводит из-под удара малый бизнес. Налог затронул около 320 компаний Австралии, но 85% нагрузки пришлось на BHP Billiton, Xstrata и Rio Tinto. Ставка будет уменьшена до 29% к середине 2013 года, однако дальнейшее снижение будет возможно лишь при изменении финансово-экономической ситуации. Закон о налоге на сверхдоход («Mineral Resource Rent Tax (MRRT)») был принят с небольшим перевесом голосов (38:32) и вступил в силу 1 июля 2012 года.

По оценкам аналитиков, австралийская горнорудная промышленность может в результате действия налога на сверхдоход утратить до 30% прибылей. Новый налог усилит беспокойство инвесторов относительно надежности капиталовложений в этот сектор. Некоторые эксперты предсказывают, что налог подорвет конкурентоспособность Австралии на международных рынках и сократит приток в страну иностранных инвестиций. Налог нанесет серьезный удар по репутации Австралии как страны с благоприятным бизнес-климатом.

Правительства либералов в штатах Западная Австралия и Новый Южный Уэльс, подконтрольных оппозиции, уже заявили об отказе подчиняться рекомендациям Гиллард, которая пожелала, чтобы они не повышали роялти на горнорудный экспорт. Это еще больше урежет доходы центральной власти от налога на сверхдоход, поскольку в сделке Гиллард с горнорудными гигантами оговорены гарантии освобождения их от любых повышений роялти штатов.

Налог на сверхдоход в России

Законопроект, согласно которому в России введут налог на сверхприбыль и роскошь, может быть внесен на рассмотрение в Госдуму РФ уже в 2013 году. В то же время к введению такого налога стране необходимо подготовиться, в частности, госорганам необходимо четко вести кадастр собственности - земли, недвижимости. Пересмотр налоговой системы, существующей в стране сейчас, вряд ли возможен. Взимание налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оптимальнее и результативнее дифференцированной системы налогообложения. Предметами, свидетельствующими о богатстве их владельцев, согласно внесенному законопроекту, признаются недвижимость и земельные участки стоимостью от 15 млн. рублей, транспортные средства (автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера) стоимостью от 2 млн. руб., а также драгоценности и произведения искусства, цена которых превышает 300 тыс. рублей. Ставку налога планируется сделать дифференцированной - в зависимости от рыночной стоимости роскошного объекта. Так, собственникам машин, которые оцениваются в сумму от 2 до 20 млн. руб., придется отдать в казну 1% от их стоимости, налог на средства передвижения ценой от 20 до 50 млн. руб. составит 3%, а для транспортных средств дороже 50 млн. - 5%. При этом платить подать за роскошь обяжут не только физических, но и юридических лиц.

Традиционно называется два главных аргумента за его введение: огромный разрыв между самыми бедными и самыми богатыми россиянами (их доходы в среднем по стране различаются в 17 раз, тогда как в странах Европы в три - пять раз) и существование подобного налога в ряде развитых государств, таких как Франция, Италия, Великобритания. Противники инициативы, в свою очередь, обращают внимание на то, что механизм налогового администрирования в этих странах работает гораздо более эффективно, а сама налоговая система более совершенна.

Во-первых, он создает условия для возникновения двойного налогообложения, поскольку в России уже существуют налоги на имущество, включая те предметы, которые перечислены в документе. Тем более что законопроект не содержит положений, определяющих порядок исчисления налога на предметы роскоши. Но это далеко не единственная недоработка его авторов. Например, не понятно, почему в перечень объектов роскоши, наряду с ювелирными изделиями, картинами и скульптурами, не попали антикварные книги, монеты из цветных металлов и многие другие материальные свидетельства богатства. А дифференцированные ставки налога в зависимости от стоимости и вида имущества не подкреплены обоснованием и расчетами. Таким образом, введение данного налога требует специальных доработок.

Кроме того в нефтедобыче так же может быть введён налог на сверхприбыль. Окончательные решения по новой системе налогообложения с конкретными ставками налогов и сроками их введения должны быть подготовлены уже в ближайшее время. В настоящее время они находятся в проработке. Среди фискальных мер регулирования отрасли может быть и введение специального фискального режима для новых месторождений, и дифференциация НДП, и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты, а в перспективе - переход к налогу на сверхприбыль в нефтедобыче.

Также правительство рассматривает дополнительные предложения о предоставлении льгот по проектам нефтяной отрасли, которые не могут быть реализованы без господдержки. Речь идёт о такой системе, которая позволит минимизировать налоговую нагрузку на начальном этапе разработки месторождения, а впоследствии вернуть долги государству и получить льготы, когда месторождения будут изношены.

Таким образом, опыт применения налога на сверхдоход в ряде зарубежных стран помогает понять причины и актуальность его введения. Однако для положительного результата использования налога на сверхдоход необходимо учитывать такие факторы, как политическая ситуация в стране, уровень платежеспособности налогоплательщиков, сформированность налоговой базы, стабильность экономической системы и другие.

Литература:

1) Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения //М: Юристъ, 2003 г., 154-162 с.

2) Толкушкин А.В. История налогов в России//М: Юристъ, 2001 г., 254-258 с.

3) Интернет-портал. Новости мира [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.novostimira.com.ua/news_38664.html

4) Интернет-портал. Европейские новости [Электронный ресурс]// Источник на английском языке. Режим доступа: www.euronews.com

5) Интернет-портал. «Металлопрокат.ру» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.metalindex.ru/news/2012/03/28/news_38789.html

6) Интернет-портал. «Риа Новости» [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20121213/914640274.html

Депутаты Госдумы разработали законопроект, вводящий специальный налог солидарности для тех, чьи доходы превышают 12 миллионов рублей в год. По словам разработчиков документа, полученные средства пойдут на развитие новых российских регионов – Крыма и Севастополя .

ПО ТЕМЕ

В настоящее время законопроект проходит последние юридические экспертизы и к осени после согласования со всеми заинтересованными ведомствами будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. "Новые субъекты Российской Федерации – Крым и Севастополь – были десятилетиями недофинансированы , и в настоящее время в бюджете необходимых средств для инвестиций нет. Поэтому нужно комплексное решение проблемы – не разовое изъятие определенных сумм у населения (например, пенсионных накоплений под предлогом акционирования пенсионных фондов) и не сплошное увеличение налогов для всех", – рассказал "Известиям" автор законопроекта – член комитета Госдумы по энергетике Андрей Крутов.

Рабочий вариант законопроекта предусматривает поправку в статью 244 Налогового кодекса. Она предполагает повышение с 13 до 30% ставки налога на доходы физических лиц, чей годовой доход превысит 12 миллионов рублей . По расчетам разработчиков, общее число граждан, которые попадут под повышенный налог, составит не более 0,2% социально активного населения, но при этом их совокупный доход составляет более трети всех доходов населения страны. С учетом того, что в 2013 году, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), сборы НДФЛ составили 2,5 триллиона рублей, разработчики ожидают экономический эффект от этого нововведения в 300–500 миллиардов рублей в год . Согласно проекту Федеральной целевой программы развития Крыма и города Севастополя (обсуждалась на заседании правительства в начале июля) до 2020 года, общие расходы на развитие полуострова за 5 лет должны составить порядка 790 миллиардов рублей. При этом, согласно законопроекту, право распоряжаться средствами, собранными в рамках налога солидарности передается непосредственно Министерству развития Крыма и города Севастополя.

Ранее о необходимости повышения подоходного налога из-за дыры в бюджете говорил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, в настоящее время рассматривается предложение повысить НДФЛ на 1–2% для всего работающего населения, а также введение налога с продаж в размере до 5%. "Предложенная нами мера затронет минимальное число лиц, в то время как повышение НДФЛ для всех в первую очередь ударит по наименее обеспеченным слоям населения . Логичнее воспользоваться мировым опытом и повышенные ставки налога применять к наиболее обеспеченным гражданам", – уверен Крутов.

"Налоги и налогообложение", 2008, N 1

В настоящее время многие эксперты предлагают ввести в налоговую систему Российской Федерации налог на сверхприбыль организаций. Причем данный налог предлагается установить для различных отраслей экономики.

Налог на сверхприбыль представляет собой разновидность налога на прибыль. В различных странах он уплачивался по-разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Назначение данного налога состоит в ограничении рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов.

Исторически налог на сверхприбыль обычно вводился в военное время в качестве временной, чрезвычайной меры с целью мобилизации в бюджет прибылей, получаемых промышленниками, чрезмерно наживающимися на военных поставках. В то же время налог на сверхприбыль позволял покрывать постоянный рост военных расходов.

В Советской России конца 20-х годов XX века налог на сверхприбыль активно использовался как инструмент давления на частный капитал и привел к полному исчезновению частного предпринимательства.

В Российской Федерации налог на сверхприбыль не используется.

Однако опыт применения данного налога имеется на постсоветском пространстве. В частности, налог на сверхприбыль применяется в Казахстане и Узбекистане.

Казахстан ввел налог на сверхприбыль для добывающих предприятий нефтегазового сектора в 1995 г.

Налог на сверхприбыль = Чистый доход (НБ) x Ставка налога на сверхприбыль.

При этом чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом, а также налогом на чистый доход постоянного учреждения нерезидента. Налоговая база корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более десяти процентов от налоговой базы.

Ставки налога на сверхприбыль дифференцированы в зависимости от величины соотношения накопленных доходов и накопленных расходов за налоговый период.

При соотношении этих показателей на уровне менее 1,2 ставка налога составляет 0%, а в случае превышения налог постепенно возрастает вплоть до 60%:

от 1,2 до 1,3 - ставка налога 10%;

от 1,3 до 1,4 - 20%;

от 1,4 до 1,5 - 30%;

от 1,5 до 1,6 - 40%;

от 1,6 до 1,7 - 50%;

свыше 1,7 - 60%.

В Казахстане прослеживается тенденция роста поступлений от налога на сверхприбыль. Так, например, поступление налога на сверхприбыль в 2006 г. увеличилось в 2,6 раза по сравнению с 2005 г. Это вызвано как продолжающимся ростом мировых цен на углеводородное сырье, так и более четким определением механизма его исчисления.

В Узбекистане используется иной механизм расчета налога на сверхприбыль. Правительство Узбекистана ввело в 2006 г. этот налог для отдельных предприятий добывающих отраслей промышленности. В настоящее время утверждены ставки налога на сверхприбыль для ОАО "Алмалыкский горно-металлургический комбинат". Их размер установлен в зависимости от экспортной цены за тонну рафинированной меди.

Предполагается, что перечень крупнейших предприятий горно- и нефтедобывающей отраслей, которые будут платить налог на сверхприбыль, а также размеры ставок налога будут установлены Правительством Узбекистана на основании предложений министерств финансов и экономики.

Как мы уже упоминали, в российской налоговой системе отсутствует налог на сверхприбыль. Однако аналогичный по своей сути механизм изъятия сверхприбыли экспортеров углеводородов фактически имеет место за счет использования механизма таможенных пошлин.

В середине 2006 г. в целях борьбы с инфляцией Минфин России и МЭРТ выдвинули предложение о налогообложении сверхприбыли "Газпрома" в связи с получением им дополнительных доходов из-за роста цен на мировом рынке. Однако правительство отклонило данную инициативу. Взамен этого использованы другие инструменты воздействия на "Газпром" с целью инвестирования дополнительных доходов на стратегические цели.

Взимание налога на сверхприбыль с предприятий на основании только отраслевой принадлежности не представляется объективным. Более справедливым является определение объекта налогообложения в зависимости от рентабельности предприятий и применительно ко всем отраслям экономики.

Данный принцип определения налоговой базы является более объективным, учитывает получение действительно высоких показателей прибыли, вне зависимости от отраслевой принадлежности. Если облагать сверхприбыль только по отраслевому признаку, то организации определенной отрасли будут минимизировать свою прибыль, выводя доходы через другие организации, формально не относящиеся к отрасли. Следует помнить о том, что получение сверхприбыли для большинства отраслей может являться временным явлением, результатом благоприятно складывающейся конъюнктуры. Однако известно, что одним из принципов функционирования любой налоговой системы должна быть стабильность налогового законодательства.

Необходимо также понимать, что введение данного налога на сверхприбыль вынудит налогоплательщиков занижать суммы полученных прибылей, что в конечном итоге может привести и к снижению поступлений налога на прибыль.

А.И.Чубыкина

Аспирант

кафедры "Налоги и налогообложение"

Финансовой академии при Правительстве РФ

Богатые домохозяйства РФ недоплачивают в федеральную казну налогов на сумму 500 млрд рублей. Такое мнение было высказано секретарем Общественной палаты Валерием Фадеевым во время выступления в Госдуме . Он подчеркнул, что в вопросе сбора налогов с богатых домохозяйств есть огромный потенциал, несмотря на то, что сделать это будет крайне сложно. Каким образом можно реализовать этот процесс? Действительно ли необходимо ввести в России налог на сверхдоходы, ведь ранее уже сообщалось о планах обложить налогом в 18% зарплату свыше 2 млн рублей ? Эксклюзивное интервью для читателей «Правды.Ру» дал Валентин Катасонов, профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова.

Предложения ввести прогрессивную шкалу подоходного налога звучали неоднократно, однако в парламенте каждый раз отклоняли подобные инициативы. Но все-таки в обществе мысль о том, что богатые должны платить больше, весьма популярна. Есть ли, на ваш взгляд, необходимость изъятия сверхдоходов?

Наше государство можно определить как государство финансовой олигархии в ярко выраженном виде. Поэтому нынешняя власть - под государством я понимаю законодательную и исполнительную власть - будет до конца отстаивать финансовую олигархию. Ни для кого не является секретом, что у нас социально-экономическая поляризация общества намного выше, чем сегодня в Западной Европе или в США. Я могу много разных показателей приводить, но они и так всем известны.

Мне хотелось бы обратить внимание, что прогрессивная шкала налогообложения - важнейший резерв пополнения нашего бюджета. Плоская шкала налогообложения вообще является экзотикой, присущей только каким-то небольшим государствам, в том числе и государствам с явными признаками юрисдикции. Так что в этом смысле мы являемся просто некоей аномалией. Вот господину Кудрину на это бы обратить внимание, но он предлагает такие меры, которые окончательно приведут к разрушению российской государственности. Я прежде всего имею ввиду приватизацию.

- Может, налоговым органам нужно лучше работать?

Мне хотелось бы обратить внимание, что есть еще один, более мощный резерв, который почти не обсуждается. Даже если бы у нас была прежняя плоская шкала налогообложения в 13%, и эти 13% платились бы со всех доходов, то у нас бюджет был бы в 2-3 раза больше. Я имею в виду то, что у нас практически финансовая олигархия не платит даже 13% налогов с тех доходов, которые она получает в офшорных юрисдикциях. И это мощнейший резерв. Центральный банк РФ публикует такой статистический отчет, который называется «Международная инвестиционная позиция РФ». Это соотношение активов и международных обязательств. Так вот, согласно этому документу наши зарубежные активы - когда говорю «наши», имею в виду экспортеров капиталов, которые являются российскими резидентами, - составляют 1,3 триллиона долларов.

Но это верхняя часть айсберга, потому что мои подсчеты показывают: реальные активы составляют порядка трех триллионов. Даже если эти активы дают доходность 5% годовых, это получается совершенно бешеная сумма. С этой суммы мы могли бы действительно пополнить наши доходы. Но хочу сказать, что законы о деофшоризации, которые были приняты в виде поправок к налоговому кодексу в 2014 году, не работают. В этом году впервые проходила подача деклараций по так называемым КИКам - это контролируемые иностранные компании. Так вот, количество деклараций составило всего 3-4% от того количества, которое должно было быть по экспертным оценкам. То есть на практике наша финансовая олигархия просто проигнорировала эти поправки к налоговому кодексу. Поэтому даже если бы был принят какой-то закон о прогрессивной шкале налогообложения, они нашли бы способ обойти этот закон.

Наша проблема заключается в том, что у нас начался законотворческий зуд. Вместо того чтобы исполнять даже принятые законы, принимаются все новые и новые - и вот так происходит инфляция, девальвация наших юридических норм (www.pravda.ru)