Конспект родительского собрания по проблеме психологической адаптации пятиклассников к новым условиям обучения

Цель: психологическое просвещение родителей, оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:
1)познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста и адаптационного периода;
2)проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников;
3)предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.
Участники: родители учащихся 5 класса, школьный педагог - психолог.

Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма. Границы подросткового периода совпадают с обучением в V-IX классах школы.
Родители считают детей этого возраста трудными, «неслухами», педагоги и психологи называют этот период «переходным», «критическим».
Коротко основное содержание подросткового периода определяется как переход от детства к взрослости. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости.
Идет половое созревание. Наиболее интенсивны эти процессы у девочек в 11 -13 лет, у мальчиков - в 13-15 лет. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
У взрослых часто возникают трудности при взаимодействии с подростком. Подросток находится в положении между взрослым и ребенком – с одной стороны, он зависим от родителей, а с другой – стремится быть независимым. У него появляется чувство взрослости, он пытается избавится от опеки родителей. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения.
Подросток - это ребенок, становящийся взрослым. Внешне подросток мало похож на взрослого: играет, дерется, шалит, скачет. Но за внешней непохожестью, за «детскостью» скрывается «взрослость». Главным в личности подростка является чувство, что он уже не ребенок. Но очень часто представление подростка о себе как о взрослом человеке не совпадает с мнением о нем окружающих людей: родителей, соседей, знакомых, а иногда и учителей.
Конечно, «чувство взрослости» - это скорее стремление быть взрослым и внутреннее отрицание своей принадлежности к детям, чем настоящая «взрослость». И отношение взрослых к подростку зачастую остается прежним: «Мал еще, чтобы указывать». Такое отношение часто приводит к конфликтам между родителями и подростками. Если взрослые не меняют систему своих отношений с подростком, то нужные для себя отношения дети находят среди своих ровесников. И, к сожалению, не всегда эти отношения строятся на правильных основаниях, на системе моральных ценностей, принятых в обществе.
Большую значимость в подростковом возрасте приобретают отношения со сверстниками. Поэтому ведущей деятельностью в данном возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. В ПВ нормы и ценности сверстников становятся более значимы, чем нормы и ценности взрослых, если подросток что-либо делает, для него важно одобрение сверстников, а не взрослых. Проблемы, возникающие у подростка такие же как и у его сверстников, в процессе их обсуждения подросток находит ответы на все интересующие его вопросы, таким образом, друг выполняет функцию зеркала.
Еще одной особенностью детей 11-12 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.
В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система), и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
В чем особенность адаптации этого момента?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический (психотелесный) характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые работают в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Это мнение ошибочно, - волнует. Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. Узнайте, к какой из них тянется ваш ребенок. Почему?
Ни в коем случае не смешивайте понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивайте личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Несколько советов родителям:
Не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на проверке выходило иначе, почаще получайте информацию «из первых рук». Учитель скажет вам правду.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Спасибо за внимание!

Родительское собрание – 5-ый класс

«Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения».

Цель: выявление особенности адаптации пятиклассников к новым условиям

обучения;

Задачи:

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения

появившихся проблем;

Привлечь внимание родителей к адаптации учащихся.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, завуч по УВР, завуч по ВР, учителя-предметники, работающие в классе, школьный психолог.

Диагностика: учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать;

1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.

1) Я иду утром в школу с радостью.

2) В школе у меня обычно хорошее настроение.

3) В нашем классе хороший классный руководитель.

4) К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5) У меня есть любимый учитель.

6) В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7) Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8) У меня есть любимые школьные предметы.

9) Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10) На летних каникулах я скучаю по школе.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью

является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать

1 -

высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это

соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Учителям-предметникам можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы:

1) Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?

2) С каким настроением вы идете на урок в наш класс?

3) Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

4) Кому из учеников нужны дополнительные занятия по ваму предмету?

5) Какие пожелания вы хотели бы высказать родитеям пятиклассников?

6) Какие советы вы можете дать классному руководителю?

4) Готовят выступления школьный психолог, врач или валеолог.

5) Оформляется выставка рисунков пятиклассников «Я в школе». Рисунки подписаны с обратной стороны.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. Столы в классе стоят по кругу.

2. На доске оформлена выставка рисунков учащихся класса «Я в школе».

Ход собрания.

    Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте уважаемые родители, мы рады приветствовать вас и рассматривать столь важную для всех нас тему «Особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения».

Что же такое адаптация?

Адаптация – это приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Т.е другими словами детям необходимо усвоить понять и принять предъявляемые им требования. Необходимо отметить, что именно начало обучения в пятом классе волнительный момент и важный в жизни школьника.

2 -

Детям хочется быть активными, умными, независимыми нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель, родители увидели и оценили самое лучшее в них. Именно с этим часто связаны тревоги и страхи учащихся.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса, и увидим наших детей глазами зам.директора по УР, психолога, учителей-предметников. Начнем наше собрание.

II. С точки зрения завуча по УВР...

    Выступление Климовой Е. В.

III. С точки зрения психолога...

    Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития

организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно,

3 -

и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности

во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях с взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток- это ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и

4 -

одноклассниками.

IV. С точки зрения учителей - предметников...

    Выступление учителей – предметников.

V. С точки зрения учителей начальных классов…

VII. Классный руководитель…

* Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники, заключаются в следующем:

В начальной школе дети привыкли выполнять требования одного учителя, находясь в сфере его постоянного внимания и контроля в какой- то степени, а сегодня социальная ситуация обучения такова, что необходимо понять принять и усвоить требования разных учителей, причем разных не только по тембру голоса, но и стилю педагогического взаимодействия. Так же в пятом классе они не находятся в сфере постоянного внимания классного руководителя и им трудно пользоваться разумно своей свободой. Вследствие этого может произойти временное снижение успеваемости у некоторых учащихся, но высокий познавательный интерес и стремление хорошо учиться во второй четверти помогут восстановить привычную успеваемость, а может и улучшить ее.

Здесь хотелось бы отметить, что родителям необходимо формировать у подростка адекватное отношение к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, т.е. ошибка – это не недопустимое наказуемое явление, а показатель того к чему еще можно стремиться и что нужно исправить.

Именно ориентированность на ошибку одна из причин высокой тревожности учащихся, страх перед ошибкой не позволяет ребенку в полной мере раскрыть способности и предъявить их окружающим.

Чем же вы родители можете помочь вашему подростку. Во первых, конечно же, это оказание поддержки в его начинаниях стремлениях чаяниях и надеждах; переход на новый уровень взаимоотношений с подростком от указывающих, руководящих к взаимоуважающим. Так же необходимо быть в постоянном и тесном контакте с классным руководителе и учителями предметниками, чтобы вовремя оказать помощь ребенку в возникших трудностях.

5 -

VIII. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

Классный руководитель:

Закончить наше большое собрание я хотела бы отрывком из книги

Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст - это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени - зрелости».

- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

6 -

Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

7 -

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5 класс.
Выступление педагога­психолога.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход
учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдет
процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача -
разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с
какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем
оказать ребятам.
Возрастные особенности учащихся в этот период
Подростковый возраст (10-15 лет) - период бурного роста и развития организма.
Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной
системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость,
раздражительность,
вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и
педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно.
Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает
дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во
взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый
возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного
стремления к творческой деятельности.
В 5­м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации
к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле -
приспособление к окружающим условиям. Мы ведем речь именно психологической
адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым
условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.
Адаптация пятиклассников к предметному обучению
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным
периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том,
что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы
приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного
месяца до целого года.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это
рассогласованность, требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их,
преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой
жизни.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь
отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути
самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, –
завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку
необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и

помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе,
классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого
учителя.
Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11
лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под
влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер
самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными
характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении
в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.
Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5
классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. успеваемости.
Основные причины трудностей в обучении пятиклассников.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, “не
огорчались и не переживали”, “радовались”, “чтобы мама, когда посмотрит дневник, не
наказывала и не плакала” – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу
начальных классов снижение интереса к учебе, “разочарование” в школе сменяются ожиданием
перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с проблемами,
трудностями, непонимание может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это,
столь важное желание.
Поэтому важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в
учении и помочь ему преодолеть их. Это прежде всего недостатки учебной подготовки:
пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и
несформированные учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут
быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания ­
с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать
даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими,
полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в
учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали
выполнения “трудного” задания. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника
выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых
мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием,
недостатками развития внимания и памяти. Пятый класс очень благоприятное время для
преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития
мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать
детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
Можно использовать в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти
многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта),
сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких
объектов, объединенных по разным основаниям (например, количества троллейбусов и

предметов синего цвета) и т.п. Все эти игры особенно эффективны при включении в них
элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Важно иметь в виду, что, во­первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном
мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во­
вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет
отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия,
приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу.
Еще одной причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность
поведения и деятельности – нежелание, “невозможность”, по словам школьников, заставить
себя постоянно заниматься. Хотя школьники­пятиклассники могут выполнять достаточно
сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно
привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и
тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой
деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования
показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному
учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом
предмете, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991). Такое отношение к
собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей,
умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие
вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания (а если
вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением,
то задача представляется еще более простой).
Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное
к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей
реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела,
будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не
испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому “разонравилось,
не хочется, не смогу” отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется
положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом
из­за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее
положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные
неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого
отношения к их способностям и возможностям.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут
оказать такое же отрицательное влияние, как сильные и длительные отрицательные,
способствовать возникновению своеобразной “эмоциональной усталости”, проявляющейся в
раздражении, капризах, “скандалах”, плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение
эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность
школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать
юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и
познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто
кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали

значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать
юмор в своих целях. Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются достаточно
легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме (“Биссектриса – это
такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам”, “Медиана – это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону и делит ее поровну”, “Как однажды Жак­звонарь городской сломал
фонарь” (расположение цветов радуги). Можно научить детей самим создавать подобные
фразы, используя юмор для лучшего запоминания.
Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в
достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий, как со стороны
родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в
подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается
определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой
самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.).
Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать
объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление
проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Рекомендации для родителей.
­ Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для
двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
­ Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности
светового режима.
­ Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей
рук,
­ Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Организация правильного питания.
­ Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
­ Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к
каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после
прошедшего школьного дня.
­ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
­ Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка,
особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
­ Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические
наказания.
­ Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
­ Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного
контроля за его учебной деятельностью.
­ Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений
ребенка.

Уважаемые родители!

Мы рады встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к данной теме, а она действительно заслуживает внимания. Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.

Одна из болевых точек учебного процесса в школе – это адаптация пятиклассников, так как переход учащихся из начального звена обучения в среднее звено вносит изменения в привычную школьную жизнь:

    кабинетная система;

    большое количество учителей предметников;

    появляются новые виды домашних заданий;

    увеличивается количество изучаемых предметов,

    объем и темп работы на уроке, отличаются от начальной школы;

    сложность адаптации к учителям.

Все эти причины приводят к переутомлению детей, возрастанию состояния стресса, снижения успеваемости.

Социальная адаптация – это приспособление ученика к условиям социальной среды, является одним из основных факторов успешной социализации личности, который включает в себя и принятие ребенком социальной роли “ученика”.

Социальная адаптация включает:

    Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

    Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

    Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

    Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

    Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Независимо от того, в каких условиях начинается учебный год, процесс адаптации у учащихся происходит всегда. Вопрос только в том, сколько времени он займет у ребенка и учителя, и каковы будут психологические и педагогические последствия такой адаптации. Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Важной задачей для ребенка является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь не только педагог и психолог, но и родители.

Родителям полезно знать, что трудности в учебе могут быть самого различного характера. Они связаны с необходимостью:

    Вспомнить ранее усвоенный материал, воспроизвести и изложить его.

    Запомнить новые данные, которые с трудом усваиваются.

    Спланировать предстоящую деятельность, выбрать наиболее рациональные пути и способы ее выполнения, предвидеть ее результаты.

    С необходимостью самоконтроля и самооценки выполняемой деятельности.

Правильно поступают родители, которые, помогая, в выполнении домашнего задания, обращаются к ребенку с такими вопросами:

Что ты думаешь предпринять?

Что нужно вспомнить для того, чтобы это сделать?

Какими еще средствами и способами можно выполнить данное задание?

Как проверить или доказать правильность полученных результатов?

Учебная работа, несмотря на ее сложность и интенсивность, ни в коем случае не должна вызывать переутомление. Поэтому необходимо учебу, режим дня, свободное время поставить под ненавязчивый, но четкий и твердый контроль.

Не забывайте хвалить ребенка, показать ему, что его успех тоже радует вас. Это придает ребенку уверенность в собственных силах и возможностях.

Чтобы процесс адаптации прошел успешно, мы рекомендуем родителям осуществлять:

    Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей.

    Поддерживать тесную связь с учителями - предметниками и классным руководителем.

    Являться союзниками школы.

    Планировать совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми, развития кругозора детей.

    Помогать классному руководителю во внеклассных делах.

Приложение.

Уважаемые родители!

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________