Вирусы - неклеточные формы жизни, поэтому их не причисляют ни к одному из царств живых организмов и выделяют в отдельную группу. О них мы поговорим в нашей статье.

Страницы истории

Среди тех ученых, которые начали изучение вирусов, выделим русского ботаника Д. И. Ивановского. В конце XIX века им был выделен инфекционный экстракт из листьев табака, пораженных таким заболеванием как табачная мозаика. Ученый пропустил экстракт через специальный фильтр, способный удерживать бактерии. В ходе эксперимента были обнаружены неклеточные формы жизни: вирусы, бактерии. Увидеть их в подробностях ботаники смогли гораздо позже.

Какое строение имеют вирусы

Неклеточные формы жизни, которые мы рассматриваем, обладают, к тому же, субмикроскопическими размерами. Они почти в 50 раз меньше чем бактерии. Именно поэтому не удавалось их обнаружить до тех пор, пока не был сконструирован электронный микроскоп.

Самые маленькие вирусы, например, являются возбудителями такого заболевания как ящур - они чуть больше размера молекулы глобулина. Ученым удалось установить и те виды, которые можно увидеть под световым микроскопом. К таким можно отнести возбудителей оспы.

Появление названия

Теперь перечислим особенности вирусов - неклеточных форм жизни? Начнем с того, что их название было введено в конце XIX века голландским биологом М. Бейринком. Чуть позже удалось выяснить, что по своей химической природе они являются нуклеопротеинами - комплексными соединениями, которые состоят из белка и нуклеиновой кислоты. Вирусы-вирионы включают в состав фрагмент генетического материала: РНК либо ДНК, а также капсида (белковой оболочки).

Биологам удалось доказать существование и таких вирусов, которые имеют линейную либо кольцевую двух цепочечную или одинарную ДНК.

Есть и такие микроорганизмы, которые построены на основе одной либо двух цепочек РНК. Примерами являются вирусы краснухи, кори, гриппа, табачной мозаики, ВИЧ, полиомиелита.

Среди тех вариантов, которые включают в состав ДНК структуру, назовем герпес, натуральную оспу, а также аденовирусы, вызывающие многочисленные респираторные инфекции.

Жизнедеятельность

А почему вирусы называют неклеточными формами жизни? На стадии вириона они не демонстрируют признаков жизни. Часть их вне клетки своего хозяина кристаллизуется, но после проникновения внутрь организма оживают. Стадия вириона является одной и многочисленных видов их существования.

Способы распространения

Среди типичных вариантов распространения вирусов, лидирующие позиции принадлежат капельному варианту. К примеру, внутрь организма они проникают при кашле, чихании. Есть и такие, которые оказываются в живом организме при половом контакте, а также через кровь. К примеру, к таким можно отнести вирус ВИЧ (иммунодефицита).

В настоящее время не найдено эффективных способов лечения данного заболевания, поэтому так важно принимать профилактические меры, не вступать в случайные половые связи. В настоящее время наблюдается тенденция роста количества людей, заболевших СПИДом, поэтому врачи настоятельно рекомендуют пользоваться только одноразовыми медицинскими шприцами, гигиеническими и медицинскими инструментами, связанными с кровью.

Биологи подтвердили, насколько важны вирусы как неклеточная форма жизни. Их значение, например, связано с мутационными процессами, которые развиваются в организме хозяина. К тому же они приносят дополнительную наследственную информацию, которая приводит к изменению работы генов определенной клетки.

Синдром приобретенного иммунодефицита

СПИД является эпидемическим заболеванием, которое связано с поражением в большей степени иммунной системы человека, защищающей организм от разных болезнетворных микроорганизмов. В результате такого поражения возникают злокачественные опухоли и развиваются инфекционные заболевания.

Организм полностью беззащитен к микробам, вызывающим болезни. Ген ВИЧ, который является возбудителем данной болезни, представлен десятью тысячами пар оснований, образуемых двумя идентичными молекулами РНК. В зависимости от специфики организма, отличия по числу оснований составляют от 80 до 1000.

У этого гена была обнаружена удивительная изменчивость, которая в пять раз больше, чем у вируса гриппа. Подобное свойство приводит к тому, что наблюдается его постоянная антигенная и генетическая изменчивость, которая усложняет создание вакцины и создает проблемы для проведения профилактических мероприятий.

Заключение

В настоящее время изучены далеко не все вирусы, нет полной информации об их воздействии на организм человека. Но даже те сведения, которые удалось подтвердить в ходе многочисленных научных экспериментов, подтверждают тот факт, что вирусы негативно воздействуют на человеческий организм. Например, ВИЧ способен сохраняться в клетках хозяина на протяжении всей его жизни.

Помимо половых контактов, приводящих к попаданию в человеческий организм данного микроорганизма, опасность представляет и применение нестерильного медицинского инструмента. Кроме того, важно сохранять осторожность и при использовании донорской крови, спермы, при операциях по пересадке органов.

Для того чтобы обеспечить надежную защиту своего организма от попадания многочисленных болезнетворных вирусов, необходимо проводить своевременную профилактику болезней, уделяя внимание укреплению своего здоровья.

1 2 3 4 5 6
18. Установите последовательность жизненного цикла РНК-содержащего вируса в клетке хозяина:
1) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса;
2) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина;
3) синтез вирусной ДНК;
4) формирование новых вирусов;
5) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки;
6) проникновение РНК вируса в клетку;
7) обратная транскрипция;
8) синтез вирусных белков.
А Б В Г Д Е Ж З
Выберите два правильных ответа
19. Вирусы - это:
а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии; г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой; д) содержат некоторые немембранные органоиды.
20. Обязательными компонентами вируса являются:
а) липиды; б) нуклеиновые кислоты; в) белки; г) полисахариды; д) АТФ.
21. Признаки организмов, характерные для неклеточной формы жизни:
а) питание; б) выделение вредных продуктов жизнедеятельности;
в) дыхание; г) высокая степень изменения приспособленности к среде; д) наследственность.
22. Не являются вирусными заболеваниями: а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.
23. Основное отличие в строении вируса оспы от дифтерийной палочки заключается в отсутствии у вируса:
а) белков; б) ДНК; в) генов; г) рибосом; д) цитоплазмы.
46037504254500
Дайте полный ответ
24. Как называется изображенный на рисунке объект? Каково его значение? Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.
ОТВЕТЫ на тест «Вирусы»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в г б а г а б в а б в а в г в
16. 211212
17. ВГАБЕД
18. 51673284
19. аг
20. бв
21. гд
22. бд
23. гд
24. 1) Бактериофаг.
2) Уничтожает клетки бактерий.
3) 1 – головка; 2) нуклеиновая кислота; 3) хвостик; 4) базальная пластинка с ферменты.

Тестовые задания № 1.

2. Назовите две фазы фотосинтеза.

4. Укажите, какую часть спектра солнечных лучей усваивают растения:

5. Закончите фразу:

* Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … .…………

6. Закончите фразу:* Воздействие, оказываемое на организм извне, называется ……………….*:

7. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.

8.Закончите фразу: * За счёт хозяйственной деятельности человека атмосфера ……….. свой состав, при этом в неё ………………. попадать вещества, оказывающие на органический мир и человека ………………… воздействие.

10 . Закончите фразу : * Схема: капуста---заяц---лиса--- волк ----разлагающие труп волка микроорганизмы, иллюстрирует … ………..

11. Закончите фразу: *

Организмов.*

12. Назовите две составляющие биоты.

13. Закончите фразу: *

14 .

15. Закончите фразу: * … … …

В) использование фреонов Д) применение удобрений

17. Назовите три последних уровня организации живого на планете Земля.

18. . Закончите фразу:*

19 . Установите соответствие организмов и его экологической роли:

1. редуценты А) сосна

2. продуценты Б) заяц- беляк

3. консументы 1-го порядка. В) гнилостные бактерии

4. консументы 2-го порядка. Д) томаты

Г) тля

20 . Приведите название двух групп природных стихийных бедствий.

Тестовые задания № 2.

1. Назовите три последних уровня организации живого на планете Земля.

2 . Закончите фразу:* Для гетеротрофных организмов пища является источником …………… и …………...*

3. Установите соответствие организмов и его экологической роли:

1. редуценты А) сосна

2. продуценты Б) заяц- беляк

3. консументы 1-го порядка. В) гнилостные бактерии

4. консументы 2-го порядка. Д) томаты

Г) тля

4. Приведите название двух групп природных стихийных бедствий.

5. Назовите три важнейших компонента среды, окружающей человека.

6.Закончите фразу: * За счёт хозяйственной деятельности человека атмосфера ……….. свой состав, при этом в неё ………………. попадать вещества, оказывающие на органический мир и человека ………………… воздействие.

7 . Назовите группу экологических факторов, которые связаны с взаимодействием организмов друг с другом.

8.Закончите фразу : * Схема: капуста---заяц---лиса--- волк ----разлагающие труп волка микроорганизмы, иллюстрирует …………..

9. Приведите два примера, иллюстрирующие экологическую роль жиров

10 . Приведите пример чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения.

11. Назовите две фазы фотосинтеза.

12. Назовите пигмент, содержащийся в растериях, который способен усваивать энергию солнечных лучей.

13. Укажите, какую часть спектра солнечных лучей усваивают растения:

А) инфракрасные лучи Б) ультрафиолетовые лучи

В) видимая часть спектра Г) нет правильного ответа

14. Закончите фразу:

* Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется ….…………

15. Закончите фразу:* Воздействие, оказываемое на организм извне, называется ……………….*:

А) биологическим фактором Б) антропогенным фактором

В) экологическим фактором Г) абиотическим фактором

16. Закончите фразу:* Биота состоит из совокупности автотрофных и ………….…

Организмов.*

17. Назовите две составляющие биоты.

18. Закончите фразу: * Оболочка Земли, в которой реализуется деятельность человека, называется ……………………*

19. Закончите фразу: * В результате деятельности предприятия возможно … … …

Различных соединений, …………………… влияющих на окружающую среду.*

20. Одной из причин появления * смога* является:

А) лесные пожары Б) промышленные выбросы

В) использование фреонов Д) применение удобрений

Тестовые задания № 3.

1. Мономерами каких органических веществ являются аминокислоты:

А) белков Б) углеводов

В) ДНК Д) липидов

2.Клетки организмов всех царств живой природы имеют:

А) оболочка из клетки Б) ядро

В) комплекс Гольджи Д) плазматическая мембрана

3. Вирусы, поражающие бактериальные клетки, носят название:

В) бактериофаги Д) болезнетворные микроорганизмы

4. Отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка, называется:

А) геном Б) генотипом

В) триплетом Д) генетическим кодом

5 . Клетка – единица развития всех организмов, так как ….

А) все клетки имеют сходный химический состав

Б) из клеток состоят ткани и органы

В) клетки имеют сходное строение

Д) благодаря делению клеток формируются ткани

6 . В клетке липиды выполняют функцию:

А) каталитическую Б) транспортную

В) информационную Д) энергетическую

7. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

А) фотосинтеза Б) биосинтеза белка

В) фагоцитоза Д) носителя наследственной информации

8. Животная клетка, в отличие от растительной, не имеет:

А) пластид Б) митохондрий

В) ядра Д) цитоплазмы

А) O Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) N

10. Ферментативную функцию в клетке выполняют:

А) белки Б) липиды

В) углеводы Д) нуклеиновые кислоты

А) биология Б) генетика

В) анатомия Д) цитология

12. К эукариотам относятся:

А) вирусы Б) грибы

В) растения Д) архебактерии

Г) эубактерии Е) синезелёные

Ж) животные

13. К полисахаридам относятся:

А) крахмал Б) гликоген

В) рибоза Д) мальтоза

14.Молекула жира состоит из остатков:

А) аминокислот Б) нуклиотидов

В) глицерина Д) жирных кислот

15 . Принцип комплементарности лежит в основе образования водородных связей между:

А) аминокислотами и молекулами белка Б) нуклеотидами в молекуле ДНК

В) глицерином и жирной кислоты Д) глюкозой в молекуле крахмала

16. Первичная структура белка представляет собой:

А) спирально закрученную цепочку Б) комплекс из нескольких молекул

В) цепочку из аминокислот Д) специфически свёрнутую молекулу

17 .

18. Впервые применил термин * клетка*:

А) А.Левенгук Б) Р.Броун

В) Р.Гук Д) М. Шлейден

19. В организме человека можно выделить следующие уровни организации:

А) молекулярный Б) биогеоценотический

В) тканевый Г) организменный

Д) популяционно – видовой Е) клеточный

Ж) биосферный З) организменный

20. Оболочка растительной клетки представлена:

А) плазматической мембраной Б) наружным слоем из целлюлозы

В) плазматической мембраной и клеточной стенкой Д) клеточной стенкой

Тестовые задания № 4.

1 . В чём состоит сходство ДНК и РНК?

А) состоят из двух полинуклеотидных цепей Б) имеют форму спирали

В) это биополимеры, состоящие из нуклеотидов Д) содержат много генов

2 . Какое положение клеточной теории принадлежит Р.Вихрову?

А) клетка – злементарная единица живого Б) все клетки сходны по химическому

Составу

В) всякая клетка происходит из другой клетки Д) клетка содержит ядро

3. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

А) моносахариды Б) аминокислоты

В) глицерин Д) нуклеотиды

4. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка:

А) между радикалами аминокислот Б) пептидные между аминокислотами

В) между водородными группами Д) между углеродом и водородом

5.Вирусы считаются неклеточной формой жизни, поскольку:

А) не имеют клеточного строения Б) имеют большие размеры

В) вызывает различные заболевания Д) не могут развиваться вне клетки- хозяина

6.Энергия солнечного света преобразуется в химическую в процессе:

А) фотосинтеза Б) хемосинтеза

В) дыхания Д) брожения

7 . Чем образована оболочка ядра?

А) двойной мембраной с порами Б) двойной мембраной без пор

В) одинарной мембраной с порами Д) одинарной мембраной без пор

8.О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

А) ядра Б) пластид

В) оболочки из клетчатки Д) вакуолей с клеточным соком

9 . В организме человека можно выделить следующие уровни организации:

А) молекулярный Б) организменный

В) биогеоценотический Г) тканевый

Д) биосферный Е) клеточный

Ж) популяционно – видовый

10.Укреплению костной ткани способствуют элементы:

А) железа и меди Б) брома и фтора

В) углерода и кислорода Д) кальция и фосфора

11 . Изучением наследственности и изменчивости организмов занимается наука:

А) генетика Б) зоология

В) эмбриология Д) цитология

12 . Биополимерами являются:

13. Геном называется:

А) молекула ДНК Б) молекула ДНК и гистон

14.Гликокаликс – это наружный слой клеток:

15. К группе макроэлементов относятся химические элементы:

А) N Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) O

16. Функция ДНК в клетке:

18. Вода выполняет в клетке функцию растворителя благодаря:

19.Углеводы в клетке не выполняют функцию:

20.В состав нуклеотидов не входит:

14 . Вторичная структура белка представляет собой:

А) форму шара Б) цепочку из аминокислот

В) спирально закрученную цепочку Д) комплекс из нескольких молекул

15.Растительная клетка, в отличие от животной, имеет:

А) пластид Б) цитоплазму

В) митохондрии Д) ядро

16. Комплементарные пары составляют:

В) цитозин – тимин Д) урацил – тимин

17.Гликокаликс – это наружный слой клеток:

А) животных Б) всех прокариотов

В) всех эукариотов Д) всех перечисленных

18. К группе макроэлементов относятся химические элементы:

А) N Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) O

19. Функция ДНК в клетке:

А) источник энергии Б) участвует в фотосинтезе

В) хранитель наследственной информации Д) обеспечивает синтез АТФ

А) Р.Гук и А.Левенгук Б) Л.Пастер и И.Мечников

В) М.Шлейден и Т.Шванн Д) Ч.Дарвин и А.Уоллес

Тестовые задания.

1 Клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют:

А) ткани Б) системы органов

В) органы единый организм

2. К группе макроэлементов относятся химические элементы:

А) N Б) S

D) C Г) P

Д) H Е) Fe

Ж) Сa З) O

3.Биополимерами являются:

А) белки Б) нуклеиновые кислоты

В) полисахариды Д) все перечисленные соединения

4. К эукариотам относятся:

А) вирусы Б) грибы

В) растения Д) архебактерии

Г) эубактерии Е) синезелёные

Ж) животные

5. Ферменты лизосом накапливаются в:

А) комплексе Гольджи Б) пластидах

В) клеточном центре Д) митохондриях

6. Животная клетка, в отличие от растительной, не имеет:

А) пластид Б) митохондрий

В) ядра Д) цитоплазмы

7. * Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы* - это одно из положений:

А) хромосомной В) клеточной

С) эволюционной Д) происхождения жизни

8. Комплементарные пары составляют:

А) гуанин – аденин Б) тимин – аденин

В) цитозин – тимин Д) урацил – Тимин

9. К полисахаридам относятся:

А) крахмал Б) гликоген

В) рибоза Д) мальтоза

10 . В чём состоит сходство ДНК и РНК?

А) состоят из двух полинуклеотидных цепей Б) имеют форму спирали

В) это биополимеры, состоящие из нуклеотидов Д) содержат много генов

11. Вода выполняет в клетке функцию растворителя благодаря:

А) наличию водородных связей Б) вязкости

В) высокой теплоёмкости Д) полярности её молекул

12.Углеводы в клетке не выполняют функцию:

А) энергетическую Б) запасающую

В) хранения наследственной информации

13.В состав нуклеотидов не входит:

А) азотистое основание Б) фосфатная группа

В) аминокислоты Д) сахар

14.В клетках бактерий ДНК:

А) линейная Б) находится в ядре

В) кольцевая Д) отсутствует

15. .Какая наука изучает строение и функции отдельных клеток:

А) биология Б) генетика

В) анатомия Д) цитология

16 . Всю совокупность химических реакций в клетке называют:

А) фотосинтез Б) хемосинтез

В) брожение Д) метаболизм

17 . Впервые применил термин * клетка*:

А) А.Левенгук Б) Р.Броун

В) Р.Гук Д) М. Шлейден

18.Оболочка растительной клетки представлена:

А) плазматическая мембрана Б) клеточной стенкой

В) наружным слоем из целлюлозы Д) плазматическая мембрана и

Клеточной стенкой

19.В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются:

А) гормоны и витамины Б) вода и углекислый газ

В) неорганические вещества Д) белки, жиры и углеводы






Концепция программы предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения. Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Программой предусмотрено 11 теоретических и 6 практических занятий, направленных на исследование тех или иных физиологических особенностей организма человека, его здоровья, соблюдения правил гигиены.


Цель курса 1. Освоение способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и её отдельных компонентов. 2. Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и опытами. 3. Раскрытие и углубление экологических понятий. 3. Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа – Общество – Здоровье»


Содержание курса: Здоровье и население Здоровье и наследственность Здоровый образ жизни Среда жизнедеятельности человека Здоровье – это состояние полного физического, психического и духовного благополучия. Проблема сохранения здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для молодого поколения. Современные статистики подсчитали, что здоровье на 20% зависит от условий жизни (экология), ещё на 20% от его наследственности, на 10% - от медицины, а на 50% от образа жизни.


Здоровье и население Современное состояние и прогноз роста численности населения (млн чел.) 10 самых крупных стран мира. Страна2000 г.2025 г. 1Китай Индия США Индонезия Бразилия Пакистан Россия Бангладеш Япония Нигерия Рост численности населения Земли Возможная кривая роста численности населения Земли



Здоровье и наследственность Что такое родословная человека? Это история рода. По родословной устанавливается происхождение человека и степень родства. Из поколения в поколение передаются особенности внешности, черты характера, склонность к определённой профессии и различные заболевания. По статистике 2-3% детей рождаются с нарушениями, причём 1/3 из них с врождёнными расстройствами.


















УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫУЧЕБНОЕ СОДЕРЖАНИЕВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕУРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕПРИМЕНЕНИЕ УЭ -1Жизненный цикл клетки. Определение понятий жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, репликация Выделение основных периодов интерфазы, процессов происходящих при репликации. УЭ-2Митоз. Амитоз. Особенности периодов интерфазы, роль репликации ДНК. Определение понятий митоз, амитоз Фазы митоза, биологическое значение митоза. УЭ-3Мейоз. Основные виды деления клеток, механизмы равномерного распределения генетической информации между дочерними клетками, основные этапы жизненного и митотического цикла. Определение понятий мейоз, конъюгация, кроссинговер Фазы мейоза, биологическое значение кроссинговера, сравнение митоза и мейоза. УЭ-4 Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Биологическое значение мейоза, конъюгации, кроссинговера, стадии мейоза. Определение понятий бесполое размножение, спорообразование, почкование, фрагментация. Виды бесполого размножения, роль бесполого размножения в жизни организмов. УЭ-5Половое размножение. Особенности и способы бесполого размножения, роль бесполого размножения в жизни организмов Определение понятий половое размножение, гаметы, зигота, гермафродиты, копуляция, изогамия, гетерогамия, яйцеклетка, сперматозоид. Особенности половых клеток, характеристика полового размножения. УЭ-6Развитие половых клеток. Особенности и способы полового размножения, роль полового размножения в жизни организмов Определение понятий сперматогенез, овогенез, гаметогенез. Фазы гаметогенеза, факторы, влияющие на гаметогенез. УЭ-7Оплодотворение. Особенности сперматогенеза, овогенеза. Определение понятий оплодотворение, двойное оплодотворение. Типы оплодотворения, роль бесполого и полового размножения УЭ-8Онтогенез. Оплодотворение у животных и растений, взаимосвязь между митозом и оплодотворением и их роль в сохранении постоянства числа хромосом и наследственных признаков при размножении. Определение понятия онтогенез. Типы онтогенеза, характеристика типов развития, периоды онтогенеза. УЭ-9 Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Типы онтогенеза, стадии развития животных. Определение понятий зигота, бластула, гаструла, нейрула, бластоцель, дробление, бластомер, эктодерма, энтодерма, мезодерма, зародышевой листок. Этапы эмбриогенеза, влияние никотина, алкоголя и других мутагенных факторов на формирующийся организм. УЭ-10 Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. Закладка органов из зародышевых листков у позвоночных, стадии индивидуального развития. Определение понятия постэмбриональное развитие Типы постэмбрионального развития, значение биогенетического закона, закона зародышевого сходства. УЭ-11Комплексная контрольная работа по теме « РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ».


Дата урока Тема урока / Вид работы Кол-во баллов за урок Дополнитель ные баллы Штрафные баллы Итого баллов 1 Мембрана и надмембранный комплекс Лабораторная работа «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке» (10 баллов) - 2 Немембранные и одномембранные органоиды. Самостоятельная работа (5 баллов) 3 Двумембранные органоиды. Митохондрии, их типы и строение. Самостоятельная работа (5 баллов) 4 Типы обмена веществ. Гетеротрофы и автотрофы. Лабораторная работа «Изучение клеток дрожжей под микроскопом». (10 баллов) 5 Хлоропласты и фотосинтез. Хемосинтез. Практическая работа «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». (10 баллов) Всего - 40 б «5» баллов «4» баллов «3» баллов Оценка - 6Энергетический обмен в клетке. 7 Энергетический обмен в клетке. Цикл Кребса. Практическая работа «Составление схемы цикла Кребса». (10 баллов) 8 Ядерный аппарат и репродукция клеток. Ядро. Ядрышко. Самостоятельная работа (10 баллов) 9 Ядерный аппарат и репродукция клеток. Хроматин. Хромосомы. Лабораторная работа «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» (10 баллов) 10 Контрольно-обобщающий урок. (30 баллов) 11Анализ контрольной работы Всего – 60 б «5» баллов «4» баллов «3» баллов Оценка - Лист самоконтроля___________________________________________________ По теме « Основные компоненты и органоиды клеток ».


Вопросы к зачёту по теме «Молекулярный уровень». 1. Что такое мономер? 2. Что называется полимером? 3. Перечислите уровни организации живой материи. 4. Назовите три признака, которые характеризуют живое вещество. 5. Закончите фразу: «Вирусы являются... формой жизни» 6. Назовите вещество, являющееся носителем информации о признаках организма. 7. Назовите среди перечисленных ниже функций те, которые ха­рактерны для белков: а) строительная; б) среда, в которой протекают биохимические процессы; в) энергетическая; г) каталитическая; и,) растворитель. 8. Мономер нуклеиновых кислот Назовите универсальный аккумулятор энергии в клетке. 10. Перечислите элементы, которые относятся к макроэлементам по содержанию их в клетке. 11. Закончите фразу: «Мономерами белков являются...». 12. Наиболее энергоемкими являются: а) жиры; б) нуклеинов; кислоты; в) белки; г) углеводы. 13. Перечислите азотистые основания, которые характерны ДНК. 14. Назовите соединения, которые относятся к полимерам. 15. От чего зависят свойства биополимеров? 16. О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических, элементов в телах живой и неживой природы? 17. Из перечисленных углеводов выберите моносахариды: гликоген, рибоза, сахароза, целлюлоза, глюкоза. 18. В состав каких органических веществ входит рибоза? 19. Какое соединение является мономером крахмала? 20. Каковы биологические функции липидов? 21. К каким соединениям по отношению к воде относятся липиды? 22. Чем образована первичная структура белка? 23. Что такое ферменты? 24. Какими связями поддерживается вторичная структура белка 25. Что такое денатурация? 26. Состав ДНК от РНК отличается содержанием: а) сахара, б) азотистых оснований; в) сахара и азотистых оснований. 27. Перечислите уровни организации белка. 28. Что такое витамины? 29. Какова роль ферментов в клетке? 30. Почему при разрушении структуры ферментов жизнедеятельность клетки прекращается? 31. От каких факторов зависит скорость ферментативных реакций? 32. Используя знания о функциях белков в клетке, объясните утверждение о том, что основу жизни составляют белки. 33. Вторичная структура белка поддерживается: а) пептидными; связями; б) водородными связями; в) дисульфидными ковалентными связями. 34. Какое из перечисленных химических соединений не является биополимером: а) белок; б) глюкоза; в) ДНК; г) целлюлоза? 35. Исключите лишнее: целлюлоза, крахмал, гликоген, глюкоза. 36. Перечислите важнейшие функции белка. 37. Какие соединения входят в состав одного нуклеотида ДНК? 38. Перечислите разновидности РНК. 39. Из каких соединений состоит АТФ? 40. Какой нуклеотид отсутствует в макромолекуле РНК: а) нуклеотид адениловый; б) нуклеотид тимидиловый; в) нуклеотид уридиловый; г) нуклеотид гуаниловый; д) нуклеотид цитидиловый? 41. Какие нуклеотиды комплиментарны цитидиловому нуклеотиду: а) адениловый; б) гуаниловый; в) уридиловый; г) тимидиловый? 42. Некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов. Почему? 43. В каком центре фермента работают витамины? 44. Какая связь называется макроэргической? 45. В организме моржей, тюленей и других северных животных накапливается толстый слой подкожного жира. Какие функции он выполняет в организме этих животных? 46. Какие связи поддерживают вторичную структуру ДНК? 47. Расшифруйте полное название ДНК. 48. Что представляет собой третичная структура белка? 49. Выявите определенную взаимосвязь между первым и вторым словом; такая же связь существует между третьим словом и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите его. целлюлоза: глюкоза = белок:... а) нуклеотид; б) глицерин; в) аминокислота; г) липид.