Союз русскоязычных граждан Тувы недавно к президенту России с открытым письмом, в котором говорилось о незавидном положении русскоговорящих в республике. Обозреватель «Колокола России» связался с главными авторами обращения, чтобы уточнить их претензии и выяснить, действительно ли в Туве так плохо живется этническим русским.

«С кланом нынешнего главы ничего хорошего у нас не будет»

Депутат горсобрания Кызыла Виктор Молин считает, что при нынешнем руководстве республики за последние десять лет состояние русскоязычного населения приблизилось к таковому начала 90-х годов прошлого века.

Будет уместно напомнить, что республика Тыва прославилась первыми в СССР русскими погромами. В 1990-е годы тувинская молодежь при откровенном одобрении местных властей нападала на дома русскоязычных граждан в сельских районах. В городах орудовали банды тувинцев-сельчан, которые безнаказанно нападали на этнические меньшинства. На тот момент в Туве проживало около 50% русскоязычного населения, значительная часть которого была вынуждена покинуть регион. Причем первыми Туву покинули руководители различных органов власти, в том числе и глава местного управления КГБ СССР.

«Колокол России»: Расскажите, что заставило вас обратиться напрямую к президенту страны?

Виктор Молин: В своем письме мы решили рассказать высшему руководству о наболевших проблемах, молчать о них дальше просто невозможно. Первая - продолжающийся отток русского населения из Тувы, что само по себе очень показательно. За девять лет правления Шолбан Кара-оола численность этнических русских у нас сократилась с 18% до 6% (тут надо отметить, что по данным Всероссийской переписи населения-2010 русских в республике насчитывалось 16,3%, хотя тенденция на снижение численности все равно очевидна - прим. авт. ). На финансово-административных должностях - в казначействе, налоговой инспекции, руководстве правительства - вы вряд ли найдете хотя бы одного русского. Их просто не берут на эти должности, открытые конкурсы по замещению должностей - чистая фикция. Все места уже расписаны наперед за знакомыми, одноклассниками нынешних чиновников.

КР: Клановость всегда была отличительной чертой восточных регионов. Вы считаете, что нынешнее руководство Тувы уже совсем «потеряло берега»?

В.М.: У нас в республике всем заправляют три брата Кара-оол: Шолбан, Юрий и Леонид. Первый руководит, второй, говорят, отвечает за «крышевание» и откаты плюс держит алкогольный рынок, а третий, как многие подозревают, занимается сбытом конопли, отвечает за наркотрафик .

Поэтому мы очень хотели, чтобы Владимир Путин не давал Кара-оолу согласия на досрочное сложения полномочий и заход на новую избирательную кампанию. И буквально в понедельник на канале «Россия-24» показали беседу Путина и Кара-оола, в котором президент одобрил решение нашего главы. Так что теперь третий срок ему обеспечен - я прекрасно знаю, как наш избирком обделывает такие дела.

Это третья наша большая проблема - отсутствие в Туве правого поля. Рисование «правильных» цифр на выборах дополняется ужасной работой судов, выносящих неправовые решения. Прокуратура в эти проблемы предпочитает не вмешиваться, пока совсем не припечет.

КР: В письме вы также упоминали о том, что недавно глава поставил своим замом откровенного сепаратиста.

В.М.: Бичелдей Каадыр-оол стоял у истоков сепаратистского движения - Народного фронта Тувы, который громко заявил о себе в начале 90-х. При его активном участии составлялась конституция республики, в которой в первой же статье было сказано, что Тыва имеет право на свободный выход из состава России. Позже мы с огромным трудом этот пункт убрали .

Каадыр-оол много лет работал на руководящих постах - руководил Верховным Хуралом, был министром образования. Между прочим, за саботаж развития русского языка Минобраз России в итоге настоял на его отставке с этой должности. Сейчас же он назначен замглавой правительства, словно в назидание всем нам.

Более того, наш глава сейчас заигрывает с Китаем - постоянно ездит туда на отдых и деловые переговоры, к нам в регион заходят китайские компании. Поэтому у нас больше нет сил терпеть, и появилось наше письмо к президенту.

КР: Судя по комментариям в сети, притеснения русскоязычных и православных в Туве продолжились и в 2000-е годы. Я читал в комментариях простых граждан, что студентов и военных, командированных в республику, предупреждают - по вечерам сидите дома, не показывайтесь на улице. Сейчас это по-прежнему актуально?

В.М.: Разумеется, я и сам стараюсь оказываться дома до того, как стемнеет. Мы уже забыли, это такое - прогулка по вечернему Кызылу, по местным паркам.

Говорят, что наша республика - туристическая зона. Знаете, недавно был такой случай - заезжие туристы спускались по тайге на плавсредствах, а местные подкараулили группу и выстрелили одному из них в живот - вот вам и весь туризм. В сентябре прошлого года русскоязычный лесничий остановил шесть человек в заказнике с целью проверки. Его ударили прикладом в лоб и зарезали, а брат успел убежать - ему в спину стреляли. Совсем недавно - 6 мая этого года - кто-то снова стрелял в русского лесничего. К счастью, пуля прошла мимо. Вот так и живем .

КР: Вскоре после вашего обращения появилось ответное письмо от русскоязычных жителей республики, оно было подписано, в том числе, и высокими чиновниками, и депутатами. Суть их письма сводится к тому, что в республике все нормально, а вы просто нагнетаете обстановку перед выборами. Что вы можете им ответить?

В.М.: Мне хорошо известно, что идея такого письма появилась у чиновников, прикормленных действующей властью. У многих подписантов просто не было выхода - их заставляли это делать в приказном порядке. Можно сказать, что после резонанса, которое вызвало наше обращение, власти начали соответствующую обработку людей, оказывали на многих жесткое давление.

КР: А как у вас обстоят дела в силовых структурах? Неужели их руководство пренебрегает защитой прав русскоязычных?

В.М.: С одной стороны, руководители федеральных силовых структур: МВД, прокуратуры, ФСБ, Следственного комитета - у нас все назначены из других регионов. Это сказывается на общей атмосфере в республике, безусловно, положительно.

Но в то же время считающиеся независимыми силовики получают от местной власти награды за лояльное поведение, скажем так, за невмешательство в их дела. Коррупция и преступность в Туве процветают - в этом вы можете убедиться, просто почитав официальную статистику. По моим данным, школьники в наших селах массово занимаются сбором конопли, затем сдают товар брату главы региона, а на вырученные деньги покупают себе форму и т.д. (отметим, что официально подтвержденной информации по этому тезису нет и его следует рассматривать как версию, предположение, - прим. КР ). И делается все это практически официально. Сам Леонид Кара-оол попался в Красноярске с 2,6 кг наркотиков. Он отсидел полтора года, а сейчас снова в деле - работает с молодежью в организации ветеранов «Боевое братство», хотя предпочитает особо не светиться. Как видите, есть у нас свои неприкасаемые…

КР: Вы также заявляли о тяжелой ситуации с изучением в Туве русского языка. Правда ли то, что русский язык в регионе зачастую преподается как иностранный?

В.М.: Да, у нас много национальных школ, особенно в сумонах (сельских поселениях), где ребятишки не могут связать двух слов по-русски. Вообще, русскоязычное население сконцентрировано в основном в Кызыле и его пригородах, еще в нескольких сумонах, где традиционно живут староверы. А где живут только тувинцы, там и некому заявить право на обучение на своем родном языке. Соответственно, русский там фактически приравнен к иностранному. Из 140 школ у нас только 17 директоров - русские. И отличные оценки в школе оказываются липовыми, когда тувинские выпускники приезжают учиться в вузы. Становится очевидным, что даже сдать норматив по ЕГЭ большинству из них не под силу.

«Русскоязычная среда в районах Тувы отсутствует»

Экс-депутат тувинского парламента, педагог с большим стажем Зинаида Дехтяр считает меры, предпринимаемые местными властями для поддержки русского языка, малоэффективными.

«Колокол России»: В прошлом году результаты ЕГЭ по русскому языку в Туве оказались одними из худших по России. Как вы оцениваете деятельность властей по исправлению ситуации?

Зинаида Дехтяр: Действительно, уровень владения русским языком в республике ныне очень низкий. Это подтвердил и наш глава в недавнем интервью. Он сам отметил, что главное препятствие для тувинцев к получению высшего образования в России - слабое знание русского языка.

Да, у нас введена должность государственного инспектора по русскому языку, но работа ведется в основном на уровне мобилизации и координации всякого рода культурных мероприятий, методических замыслов и так далее. А ведь самое страшное, что у нас нет русскоязычной среды в кожуунах (муниципальных районах республики). Конечно, у нас есть проект по его созданию - глава Тувы предлагает за огромные деньги приглашать в деревни носителей языка. Но миллионов у нас мало, а деревень и сел много, так что я не считаю это выходом из ситуации .

КР: Что бы вы изменили в языковой политике, будь на то ваша воля?

З.Д.: Мне кажется, что куда более разумно и экономно было бы работать над созданием среды русскоговорящих на уровне органов власти, ведь в кожуунах у нас вообще перестали говорить по-русски, в том числе и чиновники. Если бы их обязали это делать, участвовать в официальных мероприятиях на русском языке, если бы народ увидел, что они являются носителями языка и по должности, и по велению сердца - вот тогда бы у нас возникла русскоязычная среда по всей Туве.

Но тут мы наталкиваемся на другую проблему - чиновники нам отвечают: вы же знаете, у нас официально два государственных языка. С этим никто не спорит, но не надо забывать, что именно русский является языком межнационального общения. Мы можем сколько угодно ссылаться на два госязыка в конституции Тувы, это не избавляет нас от задачи научить подрастающее поколение общаться с другими народами. И вот тогда будут решены вопросы толерантности, а также высшего образования и, как следствие, исчезнут многие экономические проблемы нашего региона.

КР: Известно, что в Туве множество школ, в которых все обучение ведется на национальном языке. Не задевает ли это права русскоязычных?

З.Д.: Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», образование может вестись на любом из государственных языков. И если в том или ином муниципалитете выбирают базисный план, по которому все предметы вплоть до старших классов преподают на тувинском, понятно, что местные школьники испытывают огромные проблемы при переходе на русский.

Естественно, у русскоязычного населения есть гарантированное право получать образование на русском, но вся штука в том, что в большинстве районов носителей языка и русскоязычной среды в принципе уже не осталось, поэтому русский и преподают в школах как иностранный.

Так как русскоязычное население в Туве убывает с каждым годом, мы имеем такую картину: в сельских школах в русском классе сидят дети, из которых только один или двое - представители нетитульной нации. Говорят они, естественно, уже с акцентом, у них нет никаких навыков бытового общения. Получается, что наши власти идут по пути наименьшего сопротивления, продолжая усугублять ситуацию .

КР: А как вы оцениваете знание русского языка среди местных чиновников? Они-то, по логике и по закону, обязаны уметь им пользоваться.

З.Д.: Знаете, когда они дают интервью, хватаешься за голову. Поверьте, для меня это вопрос не праздный - я родилась и выросла в Туве, получила здесь образование, сама преподаю в школе, так что мне есть с чем сравнивать. Сейчас ситуация у нас действительно близка к критической.

В конкурсах, через которые проходят наши чиновники, говорится, что они должны владеть всеми госязыками. Тем не менее, в обыденной жизни почти все они говорят на родном языке. И невозможно сделать замечание, потому что в ответ сразу раздается: «а тувинский язык у нас государственный - кто нам может запретить на нем говорить? Если не нравится - сами его выучите!».

КР: Исходя из всего этого, надо полагать, вы и решили подписаться под обращением русскоязычных тувинцев к президенту. Однако среди ваших коллег в Туве есть и иная точка зрения - что в республике царит межнациональное согласие, русский язык всесторонне поддерживается властью и т.д…

З.Д.: Да, многие представители русскоязычного общества сейчас прессуют нас в СМИ, рассказывают, какие мы неблагодарные. Но знаете, если у нас все хорошо - почему доля русского населения в республике продолжает уменьшаться? Ведь это ключевой показатель. Я не буду углубляться в село, возьмем только городские школы - посмотрите, какой там процент учителей нетитульного народа, ведущих русский язык? Сколько таковых на кафедре русского языка в Тувинском государственном университете? Это тоже очень важно.

В конце концов, меня беспокоит, что умные образованные дети различных национальностей, в том числе и титульной, предпочитают при первой хорошей возможности из региона уезжать. Если они ищут, где лучше, значит, социально-экономическое положение Тувы ухудшается.

Беседу вел Иван Ваганов

Национализм, который так волнует всех при упоминании Тувы, конечно, присутствует у нас. Подчеркиваю «у нас», а не «в нас».Он не носит те утрированные формы, какие были в конце 80-х, когда я не могла найти работу в Кызыле, имея диплом и все привилегии молодого специалиста, натыкалась на отказ, как только переступала порог учреждения и работодатель видел мой тувинский фейс. По телефону все происходило замечательно. Мой русский не выдавал во мне тувинку и меня с радостью, расспросив про образование и прописку предлагали прийти оформиться. Я так и не попала даже в киоскеры. С большим трудом, свекровь, имеющая положение в обществе - жена главного врача лор - отделения республиканской больницы, дочь бывшего премьера Тувы, с кучей знакомых чиновников, устроила меня мыть полы в заброшенных помещениях киновидеообъединения на «Востоке» и по вечерам я удостаивалась права протереть полы в кабинете директора в «Найырале». Мы с мужем готовились к свадьбе и объезжали все магазины, где можно было хоть что-то найти к свадьбе, отстояв 2 км . очередь по талону новобрачных купили 2 шампуня и махровое полотенце, кольца искали в поселке «Каа-Хем», там, на задворках были еще магазины с «дефицитом» наудачу. Нас там чуть не арестовали. Русская продавщица (тувинцы в виде продавцов в Тувинской АССР могли быть только в глухих деревнях с мононаселением) вызвала милицию, увидев, что мы разглядываем витрину, пока она пила невдалеке чай. Это была ее привычная реакция на тувинские фейсы.
Перестройка началась, когда моя подружка Алла, блестяще знающая русский язык и литературу (сдавшая на отлично в Ленинградский институт культуры экзамены) почему-то все бросила и вернулась в Туву, и чтобы успокоить родителей подалась в наше училище искусств, но была завалена легедарной старухой с трехклассным церковноприходским «Платонычевой».
Алка подалась на продавца в торговый техникум и вскоре уже проходила практику в универмаге «Саяны», откуда поисчезали все русские продавцы. Это - началась перестройка. Нет, слава богам, никто никого не убивал и не выкидывал, но народ стал смываться из Тувы, потому что стало ясно - прежнего распределениядефицита тут уже не будет (Тува всегда отлично снабжалась, но не до всех это доходило),встал «Тывакобальт», встал «Тываасбест», оборонке уже не были нужны дотируемые предприятия, задержки зарплат исчислялись месяцами (муж приносил буханки денег, перевязанных шпагатом, завернутых в газеты) месяцев за 6 или 8 и снова без денег до следующего года. Вот тогда, когда за опустевшимиприлавками повсеместнопоявились молоденькие тувинки, для меня начался отсчет перестройки. Это безоценочное признание. Просто маркер времени был таким. Пышногрудые, хамистые тетеньки с начесами и в золотых перстнях поисчезали, тут и там стояли стеснительные тувинки, передабсолютно пустыми полками.

На Наадыме люди давились в очереди, развернутойв центре города ярмарки, животноводы привезли мясо, сметану, а минторг «выкинул» немного апельсин. Я, беременная, из этой очереди чуть не попала опять в милицию. Меня вытиснули уже перед самым носом продавщицы (русской классической тетеньки), она же видя все, не стала завешивать и отмахнулась. Я заспорила. «Может милицию вызвать? Ишь какая умная! Понаедут тут из аулов!»В общем, такие эпизоды были не единичны, и милиция забирала даже еще одну мою подругу, преподавателя, когда она заспорила с вахтером, в единственном общежитиипединститута, куда хотела забежать к знакомой.
На вахтах тоже повсеместно сидели угрюмые русские люди, какие-то мрачные тетки и дядьки с наколками, матерящиеся и злющие, они прибивались туда, может после отбытия срокаи жили на рабочем месте, устанавливая какие-то зековские правила, абсолютно точно отвечая ожиданиям советской системы гипернадзирания за всем.
Сейчас, когда в Москве возродился институт домовладений с консьержами, откуда то снова выплыли аналогичные типажи, неграмотные угрюмые тетки и бабушки с холодным блеском чекистов в глазах, я съехала из однойквартиры, не в силах переносить этот ежедневный злобный комментарий и месть, в видесадистски долго открываемой двери и расспросов.
За тувинцами в советское время априори не было права возражать, спорить. Система Советов имела и буквальный смысл. Фасад - первый секретарь тувинец, а зам обязательно русский. И у него де-факто гораздо больше полномочий и прав, чем у марионетки. Мнение русских советников было решающим и их статус еще во времена ТНР был выше, чем уруководителей правительства. Извращенное культуртрегерстворусское население Тувы сохраняет до сих пор. На него еще наслаивается обида. Быль отом, как на самого Току, объезжавшего «хозяйства» набросилась повариха, не признавшая первое лицо государства описана в книге. Он зашел на кухню, чтобы проверить, чем кормят рабочих, женщина обматерила его: «Ты сначала умывальником научись пользоваться сойот немытый,потом сюда заходи!».Мифы и легенды, разоблачающие отсталость «феодального строя» в угоду марксистко-ленинской теории формаций накрыли Туву так плотно, что до сих пор русские уверены, чтотувинцы не выжили бы без этих пресловутых рукомойников и знания кириллицы.
До сих пор русские, живущие в Туве, убеждены, что спасли нас от сифилиса и туберкулеза (завезенного с купцами и беглым людом, лихими золотоискателями). Чумка и холера выкашивали аалы, неурожай, а не венерические заболевания. Половой распущенности в тех масштабах, который так любят живописать до сих пор русские, в Туве не было, тувинки очень брезгливо относятся к запаху пота. Самое настоящее страдание от работы в смешанномколлективе, по признаниям людей, они испытывают от едкого запах подмышек.Тувинцы в силу другого рациона питания и иных физиологических особенностей, не так сильно потеют, у нас слабая растительность на теле, а запах подмышек - это исключительно редкое явление. «Аштаан орус» - оголодавший русский, так называли русских в 19 веке тувинцы без тени злобы или насмешки. Это такой же этноним, как «Огненная земля», «Бай Тайга» - богатая тайга, «Кара-Хол» - черное озеро.Первые переселенцы, и те, кто в период второй мировой добирались до Тувы с семьями, действительно попадали в «богатейшую засаянскую землицу». Откармливались. Выздоравливали. Пускали корни.
Тувинские дети хоть и бегали все лето почти нагишом, сверкали здоровыми белыми зубами, румянцем, крепкими пятками молотили бока волов, помогая родителям вспахивать землю под ячмень и просо, тувинский хлеб и ездили на тех же волах в буддийские храмы, изучать старомонгольскую письменность и санскритские тексты. Сиифилисом, туберкулезоми невежеством тут и не пахло.

Да, национализм в Туве есть. Пока мне мои русские коллеги журналисты будут говорить «да задолбал этот Наадым и эти тупые животноводы, не хочу я писать про них. Вот Ира Качан тоже сказала, что на фига ей эти тувинские праздники (а тетенька под будущий грант пишет умилительные статьи о тувинской культуре и обычаях, но как выясняется абсолютно бездушно и неискренне) она сказала, что лучше поснимает про Центр русской культуры». Все отлично. Только не стоило мне об этом говорить молоденькой коллеге, пойманной мною однажды на том, что, скачав из интернета роман про жизнь беспризорных, она в трех номерах печатал его, изменив место действия романана Кызыл. Когда с проблемами в редакцию приходят настоящие сироты, обитающие в люках, она отмахивалась от них «Надоели сосвоими проблемами, уже мозг вынесли». Не правда ли удобно воровать романы, а не узнавать про реальную жизнь? Я настояла, чтобы Союз журналистов Тувы вынес замечание заочнице журфака НГУ,никто не хотел этот сор выносить, всем было неловко, но по барабану. Ну подумаешь, своровала, все друг у другаперепечатывают без ссылок.

Национализм в Туве есть, потому что эта девочка и иже с нею, уверены, что они столп образованности, культуры, цивилизации в этой дикой республике. Они «жертвы» обстоятельств. Они - герои. В этом уверены и бизнесмены имеющие неплохие барыши в Туве, и депутатши, и министры, и плебс. Русская культура с тувинской никак не пересекаются. Не взаимодействуют. Русским абсолютно по фигу, за чем едут сюда туристысо всего мира. Для них- тувинец, источник опасности. И только. Национализм в Туве есть, потому что со времен СССРсохранилась диспропорция в распределении «благ» в смысле экономической теории, самые высокодоходные места так и сохранились за русскими руководителями и соответственно, персонал там проходит неписанный фейс -контроль.
Акционированные предприятия, с зарплатами руководителей в миллион рублей в месяц, с окладами по 100 тыс. руб.«Тыва энерго», ТЭЦ, угольный разрез, из бюджетных МЧС, военкоматы и Госнарконтроль -места, куда тувинцам вход воспрещен. Нет, там нет табличек, как в Красноярских клубах «вход для лиц кавказской национальности запрещен» , там просто никогда не возьмут на работу не русского. Проверено. Специально проверяла одна женщина, у которой при пристойной русской биографии есть чувство дискомфорта от того, что она там слышит от коллег и руководителей каждый день в отношении тувинцев и того места, где они так «работают» занимаясь лишь перепродажей энергии.Я была с сотрудниками МЧСв небольшом походе, это трудяги, родившиеся в Туве, вроде нормальные люди, но бессознательные нацисты. Они запретили мне и двум тувинцам подчиненным даже коротко, на уровне - да, нет, общаться на тувинском. Они не разрешали этим двум тувинским мужикам заваривать даже в своих котелках чай по-тувински с молоком и солью. Я то знаю, хоть и не любительница, что без тувинского чая тувинцу - хана. Мужики и в походе терпели, как они терпят на работе целыми днями, вроде бы и шутливые и с матерками придирки и ограничения. Но однажды, если напьются, не дай бог, молча зарежут. Безо всяких мотивов на первый взгляд. И боюсь, я пойму почему. В МЧС созданном Шойгу, тувинцы на паре тройке декоративных должностей и мне еще попалась одна техничка. Всё!
Такие моноколлективы - нас самом деле очаги национализма в Туве. Я никогда не слышала от тувинцев какого- то смакования недостатков или странностей русских, я ни разу не слышала негативно окрашенных разговоров на такие темы, и я постоянно слышу, оказываюсь свидетелем подобного трепа в русской среде, там, где меня или принимают «за свою» или вообще не берут во внимание, оккровенничая.
Это постоянное желание поднимать свой статус, быть уверенным в себе, но за счет принижения кого-то - характерная черта советских русских. Тувинские разговоры в дороге в походе, за пьянками, это вспоминание смешных историй, крайне редки категоричные оценки, негативные отзывы, я в этом смысле всегда оказываюсь абсолютно «не тувинкой» со своими расспросами и акцентуализацией. Общение для тувинцев это приятное занятие, не омрачаемое тем, что можно опустить, не упоминать, виртуозно обойти.Наши культуры никогда не совпадут. Я пыталась об этом писать еще лет пять назад. Попробую найти старый текст.

(кажется, написано в 2003 году)
60 лет вместе, это, знаете ли, подвиг… Понимая это, народная мудрость уже 50-летний порог совместной жизни возвела в «золотой» статус. Тува с Россией прожили дольше и решили помянуть этот факт празднично и с размахом. С сыпающимися с неба парашютистами (чужими), стучащимипуантами балеринами (на один вечер), лихими гонщиками (напрокат у соседей) и конечно фейерверком сопровождаемым ключевыми русскими словами (самымироднымидля любых аборигенов на бескрайних просторах России). Вздох восторга от длинного хвостапетарды вырывается у зевак на площади одновременным, мощным звукомиздающим - Ё-о-о… -и прекращается вместе с погасшей звездой единым выдохом - …вана! Прислушайтесь как-нибудь, к этому международному возгласу.

МезальянсРоссии с Тувой (обе женского рода) скорее подпадает под модель современныхотношений, которая называется шведской семьей. Как известно, в однополой семье не может быть общих детей, что, однако, не препятствуетвоспитанию уже имеющегося потомства. Общих детей, кроме (нужныхоборонке до поры до времени) сырьевыхкомбинатов между Тувой и Россиейи не было. Историкам будущего предстоит распутывать исчитать, чего у каждой стороны было больше: приобретений или потерь. Живущим здесь и сейчас (надо заметить, живущим лучше, чем в некоторых взрывоопасных регионах) приходится признать, что катастрофических иощутимых потерь Тува, в отличие от другихмалочисленных народов (вошедших в состав еще царской России) не понесла. Ассимиляции не произошло. Видимо предшествующий опыт тысячелетнего ига различных восточных каганатов (под кем только Тува не побывала) оставил после себя прививку отторжения. Ни языка (основополагающий признак), ни традиций, ни обычаев тувинцы не утратили. И если сопоставить потери России от коммуно-социалистическогоэксперимента, то промичуринский социальныйэксперимент по привитию двух кардинально разных культур оказался сравнительно легкимдля затерянного в Саянских горах народа.

60 безумных лет совместных тягот: коллективизации, войны, репрессий (в Туве по размаху они были ничуть не меньше, чем у Старшего Брата),индустриализации, кукурузных эпопей, освоения целины и т.д. так и не разомкнулипсихологических границ двух этносов. Но и не углубили существующей цивилизационной пропасти (тувинцы язычники, чья социальная жизньрегламентировалась родовыми обязательствами и верой во власть Природы и беглые православные крестьяне, открепившиеся даже от барина, рассчитывающие только на себя и Бога), персонажи разных исторических эпох, имеющие за плечами тысячелетний опыт, не совпадающий ни в чем,волей обстоятельств оказалисьв одной упряжи. Единого сплава из такогоразнородного материала не получилось.Тувинцы продолжают оставаться для русских, (как и русские для тувинцев) фактом окружающего бытия, с которым ты сросся. И относишься вполне безоценочно (за исключениемкрайних проявленийбытового шовинизма, чья природа имеет совсем другую историю и обоснование).

Подтверждение тому ничтожно малое количество совместных браков, генетическое отсутствие у коренного населения интереса к земледелию, огородничеству, при безоглядном желаниижить среди природы, «на воле»; разные векторыжизненных ориентиров, атавистически коллективистское - что скажут люди? -у тувинцев и прагматично индивидуалистическое - каждый отвечает за себя - у русских. Эти различия порождают в конечном счете феномен бесконфликтного сосуществования. Параллельного и не пересекающегося. Живя рядом, оба народа имеют мудрость не вторгаться в мир соседа с нравоучениями, сохранять круг собственных интересов и предпочтений.

Неизвестно, как сложилась бы история Тувы в случае выбора иного стратегического партнера. Но то, что паритет сложившийся сегодня имеет естественную природу, а не искусственно поддерживаемую властью «дружбу народов» (легко мутирующую во взаимную ненависть с террактами, как только ослабевают вожжи)свидетельствует в пользу того, что прошедшие 60 лет у Тувы с Россией окажутся союзом заключеннымне.


В начале этого месяца представитель стремительно редеющей русской общины Тувы - Союза русскоязычных граждан, депутат местного парламента Виктор Молин, написал письмо президенту России Владимиру Путину и сенатору Людмиле Нарусовой. Лидеру государства - понятно почему, второй - потому как, по его словам, «держит слово», вдобавок, по его информации, приходится кумой лидеру страны. А значит, если чиновники из президентского окружения не доведут содержание письма до Путина, то уж она-то точно.

Звучит наивно, конечно, но что делать - русским этой номинальной русской территории рассчитывать особо не на кого. И о русофобских пассажах Нарусовой они, возможно, не особо наслышаны. Но при этом очень хотят, чтобы, наконец, в Москве узнали об их проблемах.

Хулиганство, переросшее в погромы

«В последнее десятилетие в республике вследствие специфической кадровой политики тувинских властей в сфере государственного управления происходит целенаправленный искусственный процесс замещения русских кадров на лиц титульной нации, - пишет Молин. - Шолбан Кара-Оол (глава республики - прим. Царьграда), не доверяя русским, в своей деятельности опирается исключительно на тувинские кадры, большей частью из числа родственников и друзей. В результате этого во властной элите Тувы сложился явный перекос, создающий дискомфорт для проживания в республике русскоязычных граждан».

Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Фото: Владимир Гердо/ТАСС

«... После того, как республиканскую Госналогслужбу возглавила ставленник правительства Тувы В. Суге-Маадыр, резко усилилось давление на предпринимателей некоренной национальности, которые вынуждены сворачивать свой бизнес в Туве и уезжать за Саяны. Оставшись без работы, работники предприятий также вынуждены принимать решение о перемене места жительства и обустройства в русских областях и краях Российской Федерации. Соответственно, вместе с ними уезжают русские семьи - дети и родители. В настоящее время под налоговым прессом оказались ведущие русские предприниматели Тувы Гаврилов, Гавриленко, Сафрин, Кашникова, Микава и другие. Многие бросили свое дело в Туве и уехали... Просим поручить Генеральной прокуратуре РФ провести проверку указанных фактов по выдавливанию из Тувы русских граждан путём давления на бизнесменов налоговой службой и выселения ветеранов МО РФ из служебных квартир...».

Национальные трения, переходящие в стычки и погромы, начались в Туве, как и по всей стране, на стыке восьмидестых-девяностых. Словно по команде. Там - словесная перепалка, там - уже драка. А далее - и кровь пролилась...

Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими»,

Писал впоследствии первый секретарь тувинского обкома ВЛКСМ Владимир Кочергин.

В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи, - вторил ему со страниц «Тувинской правды» некий местный врач Канунников. - Я прожил в Туве тридцать три года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма... Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди…».

В 1990 году начинаются массовые побоища между русскими и тувинцами в поселке Хову Аксы, построенном возле завода «Тувакобальт». В итоге из населенного пункта выезжают полторы тысячи русских. «Победители» празднуют викторию, но через год предприятие почему-то закрывается, чтобы уже не возродиться никогда...

В селах русские дома закидываются камнями и бутылками с зажигательной смесью. А затем, в том же году, на озере Сут-Холь находят тела четырех русских рыбаков, одному из которых было всего четырнадцать лет. Похороны убитых выливаются в русскую двухтысячную манифестацию в столичном Кызыле, власти обещают разобраться, но в итоге ожидаемо приходят к выводу, что хоть жертвы и были русскими, а их убийцы - тувинцами, при этом до совершения преступления две группы не были знакомы между собой, и на озере имел место быть всего лишь навсего «бытовой конфликт».

Пригород. Кызыла. Фото: SergejStep / Shutterstock.com

После чего республика, наряду со многими другими национальными регионами России, вступила в эпоху сувернитетов, для начала переименовав себя из Тувы в «Тыву». А далее прописав в новоиспеченной конституции свой «независимогосударственнический» статус с правом выхода из РФ (эту норму уберут только в 2001 году).

Вслед за этим начались массовые увольнения русских из республиканского госаппарата и правоохранительных органов. Впрочем, русский начальник республиканского КГБ уедет сам еще до того, как все эти события достигли своей кульминации, и его место вполне ожидаемо займет тувинец. Тувинский национальный «ренессанс» сопровождался русскими погромами, местные, созданные на перестроечной волне, организации националистов, вкупе с национальными организациями бездомных и заключенных принялись нападать на русские семьи, забирая у них жилье. Одновременно на «южном фронте» тувинцы повели войну с монголами - граница с соседней страной в советское время была довольно условной, не устраивая ни одну из сторон (равно как и Китай, который и по сей день считает Туву своей территорией), посему монгольские и тувинские селяне сходились друг с другом в рукопашных и ножевых схватках. Дело доходило даже до перестрелок и взятия заложников.

Ночь опасна для русских

Никто нас, русских, не хочет здесь защищать, - писал еще в 2004 году в единственную русскую газету Тувы «Риск» 70-летний житель поселка Сайлыг Николай Ильин. - Так, 15 ноября 2004 года на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы... Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно».

Спустя пять лет - в 2009 году - ситуация изменилась мало.

Дети в русских национальных костюмах. Фото: www.globallookpress.com

«Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома, - писал в том году «Русский Обозреватель». - Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: «После ужина на улицу не выходи». Время от времени в Тыве «неизвестными злоумышленниками» проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком «смерть русским!» напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли. На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: «Русские, убирайтесь вон!». Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: «Русские - наши враги».

То же издание приводит следующие слова столичного религиоведа Романа Силантьева, вернувшегося из командировки в неспокойный регион: «Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, - рассказал эксперт. - Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит».

Сегодня, спустя девять лет, в разговоре с Царьградом Роман Силантьев уже не так категоричен:

«Да русские уезжают, но тут, скорее, действуют экономические и социальные причины, там просто нет работы. Была большая стройка, железную дорогу делали, но потом из-за строительства Крымскго моста ее заморозили, после чего произошел отток населения. Промышленность в республике практически отсутствует. Плюс тувинцы довольно буйны во хмелю, потому там довольно часто происходят бытовые убийства. Статистика по убийствам в Туве самая высокая в России. То есть там дело даже не в национализме, там и своих убивают довольно часто, и в регионе просто некомфортно жить».

Православный храм. в Кызыле. Фото: www.globallookpress.com

Однако с подобным утвержением абсолютно не согласен автор письма и лидер русскоязычных жителей Тувы Виктор Молин, который убежден, что тувинский национализм и русофобия по-прежнему продолжают править бал на его родной земле. Вот только этот процесс принял несколько иные, скрытые формы.

«Я как, начиная с 1991 года, по вечерам на улицу выходить перестал, так и не выхожу, и у всех у нас - русских, есть по несколько стволов законно зарегистрированного оружия, свои дома мы сможем отстоять, если что, - говорит общественник. - А как быть молодежи? Вот она и уезжает. Я же здесь родился и вырос, моя бабушка здесь в 1906 году родилась, те, кто из-за Саян приехали, в 1991-м уехали обратно, а нам бежать некуда. Все предки здесь похоронены. Пока мы здесь - мы возущаемся в ответ на то, когда они откровенный беспредел творят, а когда нас не будет, они будут делать все, что им вздумается. Нас уже намного меньше, чем представителей киргизской диаспоры, не более 7 процентов. У Кара-Оол же на всех ключевых должностях родственники, одноклассники, кумы».

Следует разобраться

Также Молин с негодованием говорит о том, что нынешний глава Тувы в свое время сделал своим заместителем лидера митинговых страстей 90-х, на волне которых шли погромы и «отжимы» квартир у русских, Каадыр-Оол Бичелдея. Того самого, что в начале нулевых, будучи министром образования республики, сделал все, чтобы местные школьники учили русский, как неродной, по сокращенной программе - есть такой ущербный план в отечественной образовательной системе.

Народ возмущался, мол, как так, такого сепаратиста он поставил себе заместителем! - негодует Молин. - После того, как тот со строительства детских площадок присвоил себе сорок миллионов, его осудили, дали три года условно. Сейчас работает директором крупного музея. И недавно получил государственную награду. У нас такая ситуация, что, порой, просто не понимаешь, что в голове у тех людей, что сейчас стоят у руля».

Действительно, умом реальность Тувы, порой, не понять. Так, в 2016 году сюда была перебазирована 55-я отдельная мотострелковая бригада Российской армии. Теперь она практически целиком укомплектована из тувинцев. То есть регион с явными сепаратистскими тенденциями получил, по сути, и собственное моноэтническое воинское формирование.

«Я, в принципе, противник создания моноэтнических воинских частей, - прокомментировал ситуацию Царьграду сибиряк, председатель правления фонда «Гражданский патруль» Ростислав Антонов. - И нужно отметить, что между военными русскими и военными тувинцами уже были инциденты. Например, в прошлом году, когда произошла поножовщина в воинской части на Урале между 60 тувинскими контрактниками и сотней русских бойцов (формальным поводом для побоища стало замечание офицера к тувинскому контрактнику, небрежно заправившему постель - прим. Царьграда), в ходе которого пострадали двенадцать человек. Это тревожный факт. У меня есть большие сомнения насчет управляемости и боеспособности подобных частей».

Памятник «Центр Азии» в Кызыле. Фото: www.globallookpress.com

Также Антонов уверен, что к письму Молина центральным властям следует отнестись со всей серьезностью.

О ситуации в республике Тува говорят регулярно, но не в полный голос, поскольку эта тема довольно остра и болезненна: она касается межнациональных отношений, - сказал общественник. - Я склонен считать, что в тех фактах, которые содержатся в обращении руководителя местной русской общины, содержится много объективной информации. Это не просто эмоциональный крик души, а послание к государству, и нужно услышать его и принять меры, чтобы в Туве не повторилась ситуация Северного Кавказа - региона, который русские, по сути, покинули, что привело к возникновению проблемы сохранения стабильности в этой части Российской Федерации. Да, государству стоит откликнуться на этот призыв, но не в плане осуществления проверок самого активиста, а разбирательства с тем, что происходит с русскими в регионе, нет ли нарушений прав граждан по национальному признаку и этнического перекоса при наборе на государственную службу».

Русские общественники Тувы говорят, что есть. Например, рассказывают про то, что русских врачей увольняют, чтобы «расчистить дорогу национальным кадрам». Или при выборе, взять ли на ту или иную должность русского или тувинца, работодатели сделают выбор в пользу последнего. Все эти утверждения требуют тщательной проверки.

Ведь Тува на сегодняшний день - практически стопроцентно дотируемый из федерального бюджета регион. Абсурдно тратить средства, зарабатываемые русскими налогоплательщиками, на русофобию. Абсурдно, если кто не понял, хотя бы потому, что Тува - это тоже Россия.

В Кызыле вечером нельзя выйти на улицу, если вы один, без оружия. Даже на группы людей нападают, многие тувинцы ходят с ножами. Уличная и бытовая преступность зашкаливает. Им категорически нельзя пить но они пьют. Дело в том что у тувинцев, бурятов и еще ряда народностей почти нет ферментов, расщепляющих алкоголь, они дуреют, едва выпив. Отсюда многие их беды и большая преступность. На фоне этого кланы у власти и они закрепили давно коррупционные схемы, ведут националистическую пропаганду в Туве. Русский язык стараются не учить, в связи с этим много граждан России, которые хоть и живут в России, но ничего о ней не знают, русский язык многие вообще не знают.

Оригинал взят у web_compromat в Тыва: национализм, наркотики и богатства

Оригинал взят у kondratio в Вы знаете, мы научились быть осторожными. На улицу вечером не выходим

У россиян есть такая характерная черта - они очень интересуются жизнью за границей и часто мало смыслят в том, что происходит собственно в РФ. Понятно - что на слуху Кавказ и кавказцы, но в России есть регионы похлеще Кавказа, знать о которых среднестатистичеким иванам не хочется. А зря.

Речь едет о Тыве. Можно подумать - да это далекая глушь. Глушь не глушь - а именно там Емеля Володя со щуками регулярно разговаривает, именно из Тывы походит, по слухам, одиозный персонаж российской политики, серый кардинал, черный шаман, некоронованный король Зауралья, бывший МЧС и нынешний минобороны С. Шойгу.

В 2008 году украинская журналистка Т. Чорновил побывала в Тыве и написала об этом . Ниже привожу перевод ее на российский язык.

«Вечером на улицу не выходи», - услышала я предостережение владельцев «Газели», которые подвозили меня от Абакана (Республика Хакасия) к столице Тывы Кызыла. Потом это самое пришлось выслушивать раз десять в течение четырех дней. После этого предупреждения начинаешь внимательнее оглядываться на улицах. Днем столица Тывы - провинциальный город Российской Федерации: везде надписи по-русски, «рубленные избы», славянские лица. Но вечереет, и на улицах остаются только азиаты, «русские» как сквозь землю провалились, а вместе с ними исчезла и милиция, которой днем хоть пруд пруди.
Выхожу вечером из гостиницы и спрашиваю об этом трех тывинських джигитов, которые отдыхают на парковой скамье. «Гулять в Кызыле вечером действительно нельзя», - подтверждают ребята. «Почему? Потому, что любим ножичком резать. Понимаешь, традиция у нас такая. Вот у меня три ножевых ранения», - гордо отвечает один из тывинцев. «Поэтому, правду пишут в Интернете, что вы «русских» режете?» - ставлю вопрос в лоб. Парень сразу меняется в лице. «Ты ставишь неправильные вопросы», - шепчет он с явным подозрением.

Житель соседней из Тывой республики хакасец Виктор таксует между Абаканом и столицей Тывы. «Тывинцы будут вам рассказывать, как они любят «русских». А в действительности большинство не прочь повторить погромы россиян, которые здесь были в начале 1990-х. Даже нас, хакасов, тывинцы ненавидят. Они считают, что мы продались России. Здесь даже последний пьянчуга - националист», - эмоционально возмущается таксист. Он предупредил журналиста, что также стоит удержаться от поездок в Западную Тиву, где этнических россиян почти не осталось. Ясное дело, проблему «в Тыве режут «русских» не следует так преувеличивать. Автор статьи несколько раз в темноте ходила Кызылом и никто ее не зарезал. Также «режут» не только «русских». Для тывинской молодежи дуэли на ножах - это вопрос авторитета.

«Кстати, это россияне нас научили», - объясняет странную традицию резать ближнего своего Игорь Бадра, местный оппозиционер и экс-министр. По его словам, СССР засылал в Тиву зеков, которые пытались ставить местное население на ножи, и здесь уже тывинцы вспомнили, что именно они когда-то были передовым отрядом Чингисхана. «В селе Каа-Хем раньше жилы украинцы, настоящие бандеровцы, очень лютые были к тывинцам - иллюстрирует свое мнение Бадра, - а теперь там ни одного украинца или россиянина - все убежали. Даже чеченцы признали, что, в сравнении с нами, они более цивилизованные люди». Женщина в отделе статистики кызылской больницы скорой помощи на вопрос, сколько «порезанных» ежедневно привозят - ответила: «Двадцать!» И это на маленький стотысячный город! Есть между них и «русские». «Но не так много, как раньше. Вы знаете, мы научились быть осторожными. На улицу вечером не выходим», - сказал врач, этническая россиянка.

«Россияне здесь в меньшинстве, да и угнетаемые», - эту фразу от этнических россиян я слышала в Тыве неоднократно. Две девушки из «Сбербанка», в частности, пожаловались, что россиянам в Тыве сложно сделать карьеру, потому что на должности начальников берут исключительно тывинцев. Псаломщик Алексей из Троицкой церкви, на которой время от времени появляются надписи «Наглые русскиє, вон из Тывы» рассказал, что россияне и дальше убегают из республики, прибавив: «Есть такие, которые, напротив, сюда приезжают, но это - наркоманы, для них здесь рай».

ЛОЯЛЬНОСТЬ В ОБМЕН НА ДОТАЦИИ

Тыва лишь в 1944 году вошла в РФ. До этого ее история кое-как напоминала украинскую: некоторое время страна имела свою государственность - Тывинскую Народную Республику. Впоследствии государственных деятелей расстреляли, советская власть репрессировала интеллигенцию, шаманов и лам. Это было не так уже и давно, в 50-х годах прошлого столетия, поэтому не удивительно, что тывинцы предпочитают не обсуждать с незнакомцами национальные обиды. Тем более, что в настоящее время отделение ФСБ занимает один из наибольших домов в столице республики.

В начале 1990-х в Тыве во весь голос раздавались призывы к возобновлению государственности. Выразителем этих идей стала партия «Хостуг Тыва», то есть «Свободная Тыва». Тогда по всей стране вспыхнули стихийные погромы россиян - десятки тысяч убежали из Тывы за Саяны. В то время даже существовала партия с экзотичным названием «Союз бездомных». Она занималась тем, что заселяла этнических тывинцев в освобожденные россиянами квартиры. Представители власти неохотно вспоминают те времена. Например, мэр Самагалтая (первой столицы Тывы) Доспан Салим сообщил, что погромы имели место лишь в одном поселке. Однако этнический россиянин дядя Едик это отрицает: «В 90-х здесь была почти война. Политики вам будут говорить, что ничего такого не происходило. Мне окна выбивали, угрожали - обещали зарезать, хотя я живу в относительно спокойной восточной части страны. В настоящий момент, конечно, спокойнее, но все равно живем в страхе. Купил квартиру в Абакане, она маленькая, плохенькая, и когда что, имею куда убегать».

Тыва тогда из состава России не вышла. Хотя приняла экзотичную конституцию, в которой республика стала матрешкой, то есть было провозглашено, что Тыва - суверенное государство внутри РФ с правом выхода. О тогдашней тывинской кухне сепаратизма откровенно рассказывает Игорь Бадра, в те времена министр внешнеэкономических и международных связей. Говорит, что главным сторонником независимой Тывы тогда был глава республики Шериг-оол Ооржак: «Он меня не раз убеждал, что наше основное задание - выход из России. Ооржак мне говорил: «Чтобы защититься от агрессивных действий России, мы должны быть хитрыми и коварными, как наши предки во времена оккупации Тывы китайцами. Мы введем в «русскоязычные» населенные пункты неуправляемых молодчиков. Россияне сразу побегут из Тывы. А я буду делать вид перед Москвой, которая едва сдерживает своих тывинцев. Там поверят и даже дадут больше дотаций».

Кстати, подобная позиция власти актуальна для Тывы и до сих пор. Республика Тыва есть на 96% дотационной, именно дотации и привязывают ее к России. Сколько удалось привезти из Москвы денег - это первая новость, которую тывинскме правители сообщают народу еще на трапе самолета. Игорь Бадра говорит, что он лично за распоряжением Ооржака налаживал контакты с заинтересованными в «тывинском вопросе» должностными лицами из Китая, потом США, Германии, Турции. «Ооржак как-то дал мне дежурное задание - законтачить с... деятелями Татарстана и Чечни. С чеченцами все было просто - в Тыве тогда жил близкий родственник Дудаева Усман Вельхиев. Когда тот выехал в Москву, то принимал тывинское руководство в своем конфиденциальном офисе», - рассказывает Бадра. Чеченцы до сих пор живут в Кызыле. «Где добывают золото и растет конопля, там будет и чеченец», - шутят местные.

В середине 1990-х публичное сепаратистское движение начало угасать. Нескольких активистов «Хостуг Тыва» постигла странная смерть, и организация прекратила свое существование. (Было осуществлено несколько покушений и на Игоря Бадру, который избрал себе незавидную, как для Тиви, судьбу оппозиционера. Последний, по его словам, случился совсем недавно, 22 мая - наш собеседник утверждает, что в него стрелял сын депутата). Однако идеи свободной Тывы и партию «Хостуг Тыва» время от времени реанимирует местная элита, когда ей это выгодно. В 2005 году на основе «Хостуг Тывы» был создан мощный провластный блок. «Зачем я буду голосовать за партии, направленные на Москву. Зачем нам в Большом Хурале люди, которые служат чужому дяде?» - шла речь в программных материалах этого блока. В настоящий момент, правда, политическая целесообразность другая. В республике можно найти лишь одну партию - «Единая Россия». В ее рядах - вчерашние члены «Хостуг Тывы» и коммунисты, представители клана власти и оппозиции. «Все пауки в одной банке. Все обвиняют друг друга в национализме. И все пытаются понравиться Путину», - шутит Игорь Бадра.

ПОДСАДИТЬ НА ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ

Представители власти в настоящее время очень осторожны в вопросах тывинско-российських отношений. Например, у Тывы в настоящий момент есть такая проблема: из Красноярского края сюда начали строить железную дорогу, до этого времени такого «свежего» изобретения цивилизации, как рельсовая дорога здесь не видели. Казалось бы, нужно радоваться, но в Тыве считают, что это - проблема. Вот Доспан Салим с осторожностью рассказал журналисту, что много жителей Тывы и политиков против. «Есть опасение, что тывинцы растворятся как нация, погибнет наша дикая природа, а русские олигархи выгребут полезные ископаемые», - говорит Доспан. «А кто те политики, которые так думают»? «Есть такие политики», - многозначительно ответил Доспан.

Хотя с чужестранцами тывинцы обычно неоткровенные, другой политик, который проводил экскурсию стойбищами скотников и достаточно долго держал язык за зубами, в какое-то мгновение не выдержал. Наклонившись к уху корреспондента, чтобы не слышали хозяева юрты, он прошептал: «Отсоединиться от России? Мы постоянно об этом думаем. Нынешнее строительство железной дороги превращает нас в придаток России. Нам эта дорога не нужна. Лучше взять кредит у Китая и развивать свое хозяйство самим. А природные ресурсы, к которым русские олигархи строят железную дорогу, пусть лучше полежат - дороже будут стоить». После этого наш хозяин замолчал и на эту тему больше не сказал ни слова.

Простые жители Тывы связаны с Монголией и Китаем не меньше, чем с Россией. Большинство населения работают «челноками» - скупают дешевые китайские тряпки в Монголии и Китае и везут продавать их в Россию. А тывинская молодежь часто едет учиться не в Москву, а в Улан-Батор и даже Пекин. Китайский бизнес активно инвестирует в республику. Китайцы даже предлагали Тыве построить железную дорогу к Монголии и там соединить ее с ветвью на Китай. Тывинцы были «за». Магистраль в Монголию едва не начали строить раньше, чем ветку из России, и вовремя вмешалась федеральная власть и русские олигархи. Нашли компромисс: дорога из Красноярска пересечет Тыву и выйдет на Монголию.

Однако такое «железнодорожное» решение не всем по нраву. Например, обычная молодая мама с младенцем на замечание журналиста в общественном транспорте: «Как хорошо - вскоре у вас будет железная дорога», мгновенно омрачнела. «Не нужна нам эта дорога. Россия нас поработит», - заявила тывинка.

«А вы разве не Россия?» Женщина только недовольно поглядела.

СОЮЗ НА КОНОПЛЕ

В действительности богатые люди в Тыве сделали свои капиталы не на китайских тряпках, не на баранах, и даже не на бюджетных «откатах». Здесь богатеют на конопле. Это растение и является тем аргументом против сепаратизма, который железно держит Тиву около Российской Федерации.

Ведь далекая республика обеспечивает этим экзотичным товаром всю Россию. Если же по Саянам пройдет государственная граница - объемы сбыта существенно снизятся. На юго-востоке РФ хорошо растет не только «тывинка», но и «амурка». Именно она в случае проблем с пересечением границы «тывинки» займет ее место на рынке.

Пока еще северный рынок неограничен, в нем есть место для конопли из разных республик. И объемы зелья, которые идет из Тывы, могут поразить кого угодно. Вот, например, сообщение МВД Красноярского края за 2002 год: «В течение октября - ноября на границе Хакасии и Тывы 93 милиционера приняли участие в операции «Блокпост - Саяны». Впервые за историю России удалось изъять 450 тонн конопли».

Такое количество зелья свидетельствует о том, что наркота пересекала границу Тывы организованными автомобильными колоннами.

Легкий наркотик из Тывы через Россию странствует дальше на Запад. Игорь Бадра утверждает, что в Нидерландах действует неофициальное представительство республики. Кстати, это опосредствовано несколько лет назад подтвердила тогдашний депутат Совета Федерации от Тывы Людмила Нарусова: «С коноплей не нужно бороться, тывинцы собирают ее, потому что им нужно кормить детей. Нужно узаконить ее сбор, но поставлять в страны, где она разрешена. Например, в Голландию. Тыва в результате получит значительный источник прибыли».

Снизу пирамиды конопляного бизнеса - преимущественно дети пастухов. Это они собирают шишечки иа пыльцу, потому что малых не посадишь за решетку. Об этом в Тыве говорят откровенно. А вот кто на следующих ярусах пирамиды - тайна.

Масштабы наркотраффика через Саяны такие, что понятно: этот бизнес не может существовать без политической крыши. Хотя садят за конопляные грехи, ясное дело, лишь представителей оппозиции. Например, два года тому назад осудили родного брата нынешнего руководителя республики Шолбана Кара-олла. Когда его поймали в Хакасии с портфелем марихуаны, в настоящее время влиятельный брат тогда только соревновался за высшую должность руководителя правительства, находясь в оппозиции. Другой пример: республикой ходили слухи, что нынешний оппозиционер, противник Кара-олла - спикер Большого Хурала Оюн куда-то убежал, чтобы его не посадили как наркобарона.

Люди, с которыми общались в Тыве, намекали, что «кришует» наркотрафик не только местная элита. Мол, рыльце в анаше и у федеральной. Хотя говорить на эту тему в Тыве боятся куда больше, чем обсуждать национальный вопрос. Даже Игорь Бадра, который откровенно обвинял власть Тывы в сепаратизме, здесь призывал к осторожности: «Наркоту из Тывы в Россию транспортируют большими партиями под вооруженной охраной. Не думайте интересоваться этой темой, а то вас даже в Украине достанут». - «Кто кришует наркобизнес?» - «Государство!» - эмоционально заявляет Бадра. «Какое государство?» - «А мне не известно, какое у нас в Тыве государство. Бес его знает!»

В сознании русского обывателя Тува - нечто вроде Чукотки, где живет пусть и инорасовый, но тихий мирный маленький народ оленеводов, души в "старшем брате" не чаящий. Однако это не соответствует действительному положению вещей.
Республика Тува (также Тыва) прославилась тем, что на её территории с 1990-х годов начались первые в СССР русские погромы. Тувинская молодежь, под нескрываемое одобрение большинства тувинцев и тувинских чиновников, начала громить русские дома в сельских районах Тувы. В города съезжались толпы агрессивно настроенных сельских тувинцев, заранее ориентированных на нападения на любых русских, которых можно было безнаказанно избить, ограбить или убить.

(Всего 6 фото)

История развития конфликта

В конце 1980-х в статье "Лучше строить мосты" 1-й секретарь обкома комсомола Тувы В. Кочергин писал: "Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими (…) Мы должны признать, что ребята, приезжающие в город из сельской местности, недостаточно культурны" (2, 6 мая 1989 г.). Врач Канунников А. в своем письме в редакцию "Тувинской правды" пишет: "В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи (…) Я прожил в Туве 33 года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма. (…) Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди … от всего этого становится не по себе" (2, 3 сен. 1989 г., "Требуется единство"). Другой врач, Верещагин В. А., говорит: "Почти треть проводимых нами операций - следствие преступлений" (2, 3 сен. 1989 г., "Четырем смертям назло"). Врач республиканской больницы Л., русский, в своей беседе со мной жаловался, что "в последние годы стало невозможно работать. Участились нападения на медперсонал со стороны пациентов-тувинцев. Милиция нас никак не защищает" (1993 г.).

На тот момент в Туве проживало почти 50 % русского населения, но, поняв, что в Москве фактически закрыли глаза на происходящее и морально готовы сдать Туву местным националистам, первыми прочь из Тувы бросились спасаться русские начальники, среди которых был и руководитель Управления КГБ СССР.

Неудивительно, что после него эту должность занял тувинец, мягко говоря, совсем не озабоченный проблемами русского населения. После 1992 года выдавливание русских перешло в более "спокойную", уверенную и системную фазу. По свидетельствам тех, кто вынужден был уехать Тувинское большинство увольняло русских там где могло, а где не получалось - предприятия банкротились.

Оставшись без работы русские, в основном, просто вынуждены были уехать в поисках работы и личной безопасности. К этому периоду относятся скандалы по выдавливанию из республиканского ФСБ и МВД больших групп русских офицеров. С того времени и по сей день, на миграцию русских из Тувы действуют следующие факторы:

Один из самых высоких уровней преступности в Туве на душу населения, причем именно русские, при всех прочих равных факторах, становятся наиболее предпочтительными объектами преступления
- дискриминация русских при устройстве на работу и назначении на должности
- Упадок экономики Тувы и, как следствие, низкий, по сравнению со среднероссийским, уровень жизни. В 1990 году Тува обеспечивала свой бюджет приблизительно на 40 %, теперь на 12 %, всё остальное - дотация из Москвы.

В 1990 г. напряженность достигает своего пика. Весной и летом в республике происходят процессы, которые среди местного населения получили название "события 90-го года". Обостряются межнациональные отношения в городах и поселках со смешанным национальным составом. В п.г.т. Хову-Аксы, где находилось крупное по масштабам Тувы металлургическое предприятие, весной 1990 г. начинаются драки между русской и тувинской , погромы русскоязычного населения, и, как следствие - массовый отъезд русских из поселка. К августу из поселка выехало 1600 человек (2, 15 авг. 1990 г., "Единым фронтом - на искоренение правонарушений"). Именно волнения в Хову-Аксы многие информаторы называют началом "событий 90-го года". …

В среднем в этот период по республике происходит 20-40 преступлений в сутки. "Руководящие органы республики, обком КПСС в основном классифицируют случаи конфликтов на межнациональной почве как хулиганство…" (2, 23 авг. 1990 г., "Найдем ли мы путь к согласию?"). В некотором смысле переломным моментом в этих событиях можно считать митинг, состоявшийся в г. Кызыле на пл. Ленина в конце июня 1990 г. Поводом к проведению митинга послужило убийство русских рыбаков на оз. Сут-Холь. По мнению опрошенных русских, это убийство было напрямую связано с неприязнью на почве межнациональных отношений. … В прессе поднимается и вопрос об оттоке русскоязычного населения за пределы республики.

Время правления Путина

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, вернувшийся весной 2009 года из республики Тыва, рассказал о катастрофическом положении православного и русскоязычного населения в республике. В нищем, на 96 % дотационном регионе, большая часть жителей которого зарабатывает выращиванием конопли, усиливаются антирусские, антиправославные и сепаратистские настроения.

"Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, рассказывает Роман Силантьев. - Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит".

Действительно, если ещё в 1980 русскоязычное население Тувинской АССР составляло 33 %, то теперь их стало 18 - 20 %, и число это лишь продолжает неуклонно сокращаться.

Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома. Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: "После ужина на улицу не выходи".

Время от времени в Тыве "неизвестными злоумышленниками" проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком "смерть русским!" напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли.

На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: "Русские, убирайтесь вон!". Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: "Русские - наши враги".

Письмо в кызыльскую газету "Риск"(2004 год)

"Пишет вам из поселка Сайлыг Ильин Николай Александрович. Я проживаю в Туве с 1950 г., работал шофером на комбинате "Тувакобальт", поднимал экономику Тувы. Сейчас на пенсии, проживаю один, мне уже 79 лет. Пенсии не хватает, держу подсобное хозяйство.

Вынужден вам написать письмо, так как не к кому больше обратиться: никто нас, русских, не хочет здесь защищать. Так, 15 ноября 2004 г. на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы.

Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно."
Действия правозащитников

В те годы либералы-демократы-антифашисты, в том числе и Галина Старовойтова, не считали нужным побороться с фашизмом малых народов. Старовойтова, в то время будучи "государственным советником РФ по межнациональным отношениям", предпочитала бороться, с "русским шовинизмом", когда никаких Русских скинхедов в России и экс-СССР еще и в помине не было, зато будущие "жертвы русского фашизма" вовсю били Русских -от Кишинёва до Кызыла (столица Тувы). И не только били, а иногда и выгоняли из квартир, а порой и убивали.

И тувинские правозащитники и тувинская "национальная интеллигенция" не считали нужным бороться с тувинской ксенофобией, а тувинское правительство не преследовало погромщиков.

В настоящее время отношение самопровозглашённых правозащитников к проблемам гонения этнических Русских в Туве не изменилось. Проблема полностью игнорируется, а вместо этого наращивается раздувание мифа о русском фашизме. Так, например сенатор от Тувы, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, Людмила Борисовна Нарусова, будучи знакомой с положением Русских у себя в федеральном округе всё же считает, что лозунг "Россия для Русских!" "не просто антиконституционен, он преступен и ведет к развалу нашей России"