Филологические науки \ 7 . Язык, речь, речевая коммуникация

К.п.н. , доцент Байгожина Ж.М.

Павлодарский государственный педагогический институт, Казахстан, г.Павлодар

Устная, письменная форма речи -жанры речи.

1.Особенности устной и письменной формы речи.
2.Кодифицированная устная речь, ее особенности.
3.Разговорная речь, ее особенности.
4.Просторечие как форма устной речи, его особенности.

1.Особенности устной и письменной формы речи

Иностранный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Устная речь:

· звучащая;

· создается в процессе говорения;

· характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

· графически закрепленная;

· может быть заранее обдумана и исправлена;

· характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата письменная речь обычно обращена к отсутствующим тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе на письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает напротив, устная речь предполагает наличие собеседника говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи.Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов.

Устная речь воспринимается на слух.Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства.Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие.

Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками.


Кодифицированная устная речь, ее особенности к коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся:

· официальность общения, установка на официальное общение;

· подготовленность речи.

Стилевыми признаками нормированной речи являются:

· соответствие литературной норме;

· большая соотнесенность с письменной формой речи;

· общепонятность;

Н ебольшая возможность выбора вариантов языковых единиц. Разговорная р ечь, ее особенности. К коммуникативным признакам разговорной речи относятся:

· непринужденность общения;

· неофициальная обстановка общения;

· неподготовленность речи.

Стилевыми особенностями разговорной речи являются:

· тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;

· широкое использование речевых стереотипов;

· конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);

· вариативность, подвижность языковых средств.

Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Фонетические особенности разговорной речи:

· большая вариативность произношения;

· территориальные варианты произношения;

· редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенности разговорной речи:

· широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);

· свободное образование новых слов;

· использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);

· расширение значения слов общенародного языка

Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:

· отсутствие склонения у сложных и составных числительных;

· отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна);

· широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа: шел я вчера и вдруг вижу…);

· отсутствие причастий и деепричастий;

· широкое употребление местоимений;

· широкое употребление частиц, междометий.

Синтаксические особенности разговорной речи:

· эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);

· повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю; хожу-хожу; далеко-далеко);

· незаконченные предложения;

· широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;
4.
Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:

· речевое "неразличение" коммуникативных сфер официального и непринужденного общения;

· отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение;

· смешение функционально-стилевых форм речевого поведения;

· свободное включение единиц других форм (разговорной речи, кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств);

· наличие "официальной" и непринужденной форм;

· сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма);

· значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих;

· большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению);

· коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками..

Литература:

1. Л.А Введенской и П.П Червинского "Теория и практика русской речи"[Ростов-на-Дону, 1997– 480с.]

2. Шанский Н.М.,Боброва Т.А. О Национально маркированной номинации в русском языке// Русский язык в школе,1997,№6

3. Солодуб Ю.П.,Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык.Лексика и фразеология (сопостоватильный аспект).-М.,2002

4. Солганик Г.Я. Толковый словарь:Язык газеты,радио телевидения.-М.,2004

1. Байгожина Жанар Манатбековна

2. к.п.н.,доцент,зав. Каф. Иностранных языков

3. Па в лодарский Государственный педагогический институт , Казахстан , г.Павлодар

Тема 1.2Специфика устной и письменной формы речи

1. Особенности устной и письменной формы речи.
2. Кодифицированная устная речь, ее особенности.
3. Разговорная речь, ее особенности.
4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.

1. Особенности устной и письменной формы речи

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые хорошо описаны в книге и "Теория и практика русской речи". [Ростов-на-Дону, 1997. – 480с.]

Устная речь: - звучащая; - создается в процессе говорения; - характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь: - графически закрепленная; - может быть заранее обдумана и исправлена; - характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата . Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять. Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И. Андроников в статье "Слово написанное и сказанное": Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь. В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой. [Указ. раб., с.200-201].

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие. Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками. Кодифицированная устная речь, ее особенности .
К коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся: - официальность общения, установка на официальное общение; - подготовленность речи. Стилевыми признаками нормированной речи являются: - соответствие литературной норме; - большая соотнесенность с письменной формой речи; - общепонятность;небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц.
Разговорная речь, ее особенности. К коммуникативным признакам разговорной речи относятся: - непринужденность общения; - неофициальная обстановка общения; - неподготовленность речи.

Стилевыми особенностями разговорной речи являются:

Тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи; - широкое использование речевых стереотипов; - конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта); - вариативность , подвижность языковых средств.

Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом , лексическом, морфологическом и синтаксическом .

Фонетические особенности разговорной речи: - большая вариативность произношения; - территориальные варианты произношения; - редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенности разговорной речи:

Широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика); - свободное образование новых слов (окказионализмов – "слов по случаю"); - использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов); - расширение значения слов общенародного языка.

Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:

Отсутствие склонения у сложных и составных числительных; - отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна); - широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа: шел я вчера и вдруг вижу…); - отсутствие причастий и деепричастий ; - широкое употребление местоимений , частиц, междометий.

Синтаксические особенности разговорной речи:

Эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации); - повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю; хожу-хожу; далеко-далеко); - незаконченные предложения; - широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений; - особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции типа: Еще бы!, Еще как!, Ну и ну!; объединения глаголов типа взяли и приехали.
4. Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:

Речевое "неразличение" коммуникативных сфер официального и непринужденного общения; - отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение; - смешение функционально-стилевых форм речевого поведения; - свободное включение единиц других форм (разговорной речи, кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств); - наличие "официальной" и непринужденной форм; - сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма); - значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих; - большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению); - коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками; - большая опора на личный речевой опыт говорящего.

Стилевыми особенностями просторечия являются:

Обращения на "ты" к незнакомым; - смешение "ты" и "вы" в пределах общения с одним коммуникантом; - неразличение экспрессивно окрашенных и эмфатических (усиленных) форм, включение их в речь наравне с нейтральными; - широкий диапазон форм обращения; - обилие уменьшительно-ласкательных форм; - нарушенное использование в речи стилистически отмеченных моделей кодифицированного литературного языка (обычно единиц официально-делового стиля); - значительная степень редукции и сжатия звуков, большая, чем в РР; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости; - пропуски, опущения, структурная и семантическая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога.

Вопросы для самоконтроля

2. Назовите признаки устной формы речи.

3. Назовите признаки письменной формы речи.

4. Какие разновидности выделяются в устной форме речи?

5. Назовите коммуникативные признаки кодифицированной речи.

6. Назовите коммуникативные признаки разговорной речи.

7. Назовите коммуникативные признаки просторечия.

8. Назовите стилевые особенности кодифицированной речи.

9. Назовите стилевые особенности разговорной речи.

10. Назовите стилевые особенности просторечия.

11. К какой разновидности устной формы речи относится научный доклад, выступления на семинаре, беседа с друзьями или в семье?

От начала существования люди отличаются от животных. Несмотря на то что собаки, дельфины, обезьяны и другие представители животного мира по-своему общаются между собой, только человек способен из букв строить слова, а из них формировать предложения. Однако устная речь — не единственный способ общения, который мы используем. Кроме привычного нам разговора, нашу речь можно разделить на разные категории. Какие виды и бывают?

Судебное красноречие

Как известно, самый интересный вид красноречия - тот, который тесно граничит с искусством убеждать. Наверное, каждому из нас знакомы люди, которые умели "убедительно" влиять на других. В суде такое умение необходимо больше, чем где бы то ни было. Адвокат и прокурор, отстаивая свои взгляды, стараются убедить и повлиять на судью и присяжных. Такие люди могут приводить доводы, логически рассуждать и стараться воздействовать на наше нравственное восприятие ситуации. В результате чего плохое может показаться хорошим и наоборот. С другой стороны, правильное изложение дела не исказит его перед судом, а поможет принять правильное судебное решение, наказав преступника и оправдав невиновного. Другое дело, что в мире есть люди, способные ради денег, связей или выгоды поступиться своими нравственными принципами. Обладая умением убеждать, они могут с успехом влиять на других.

Академическое красноречие

Передать научные знания другим можно в том случае, если оратор обладает определенными знаниями. Однако мало только располагать сведениями, нужно быть в некоторой степени психологом и понимать аудиторию. Конечно же, важно то, как ученый преподносит свой материал, как он приводит доказательства, использует научные термины и апеллирует тем, что уже знают его коллеги. Но в его интересах научиться передавать материал в интересной форме - так, чтобы слушатели видели конкретную пользу для себя. Никуда от этого не деться, так устроен каждый человек — если мы не видим личную пользу для себя, нас перестает интересовать излагаемый докладчиком предмет. Для удовлетворения личного "эго" и утверждения осознания, что "его слушают", особое красноречие не требуется. Однако, если ученый заинтересован в том, чтобы научить и передать информацию, он, конечно же, приложит необходимые для этого усилия.

Коммуникабельность

В отличие от ораторского красноречия, которое востребовано при официальных обсуждениях или выступлениях перед аудиторией, коммуникабельность жизненно необходима во время живого повседневного общения. Коммуникабельным называют человека, который умеет находить общий язык и вести диалог с другими людьми. Он умеет видеть, что волнует людей, затрагивает эти вопросы и достигает желаемой цели. Такой человек обладает проницательностью и ведет себя тактично и уступчиво.

Коммуникации и виды общения

Не стоит путать коммуникабельность с коммуникациями. Это разные виды речи, и их характеристика различается. Под вторыми подразумевают не способ ведения беседы, а ее вид. Коммуникации бывают нескольких видов: опосредованная, фронтальная и диалог. Первый вид находит применение в совместных проектах, когда два человека, к примеру, работают над одной схемой. Так, люди иногда могут не знать языка друг друга, но единая цель, к которой они стремятся, применяя свои знания, достигается совместными усилиями.

Фронтальная коммуникация подразумевает присутствие ведущего, или лидера, который передает информацию другим. Здесь работает принцип "от одного ко многим". Этот вид коммуникации используется, когда докладчик произносит речь перед слушателями.

Диалог — это обоюдный обмен информацией между двумя людьми, при котором говорить может то один, то другой. Перекрестный диалог может происходить если проблему обсуждает группа людей.

"Внутренняя" речь

Рассмотренные выше виды речи и их характеристика, были разновидностями внешней речи. Однако, кроме внешней речи, бывает еще и внутренняя. Такое общение также раскрывает человеческую речь как деятельность. Перечисляя основные виды речи, нельзя упустить и эту форму. К ней относится неозвученное размышление (или внутренний монолог). В таком случае единственным собеседником человека является он сам. От диалогического этот отличает стремление охватить как можно больше определенную тему. Диалог же, наоборот, в основном наполнен простыми фразами и редко несет глубокий смысл.

Эмоциональный окрас речи

На правильное восприятие речи влияет то, с какой интонацией произнесено то или иное выражение. В жестовых языках роль интонации играет мимика. Полное отсутствие интонации наблюдается в письменной речи. Поэтому, чтобы придать тексту хоть какой-то эмоциональный окрас, в современных социальных сетях придумали смайлы, способные частично передавать чувства, при условии, что собеседник искренен. В научных текстах смайлы не используются, поэтому от автора ожидается особая продуманность, логичность и красота в написании текста. В таких случаях, для эмоционального окраса, используют красивые обороты речи, прилагательные и красочные образы. Однако наиболее живой речью является, конечно же, устная речь, благодаря которой можно передать всю палитру чувств и эмоций, испытываемых человеком. Только общаясь на личном уровне, возможно услышать нотки искренности, неподдельный смех, радость или восхищение. Однако при общении с кем-то человек может быть полон гнева, лжи и сарказма. Это разрушительно влияет на его отношения с окружающими. Однако рассмотренные виды, характеристика, функции речи и другие её особенности, помогут вам избегать подобных крайностей.

Исскуство общаться

Наряду с прогрессом человека в других областях, мы можем воспринимать речь как деятельность или продукт труда как определенного человека, так и целого общества. Понимая, какие огромные возможности раскрывает человеческое общение, некоторые превращают его в искусство. Это можно понять только лишь перечислив, какие виды красноречия бывают в природе. Таким образом, мы будем видеть, каким драгоценным даром является способность общаться. Однако бывает и так, что человек имеет различные врожденные или приобретенные виды речевых нарушений.


Не просто перевод, а различные функции -----------

Деловая Разговорная

Безличная Личная

Отвлеченное Непосредственные

Их особенности в построении и средствах

Развернутое построение Свернутый характер,

т.к. существует общая ситуация

Требует систематического Допускает пропуск отдельных

логического связного компонентов

изложения

Ограниченны выразительные средства Многочисленны

курсив жесты

абзац мимика

знаки препинания интонация,

ударение и т.д.


Виды письменной и устной речи значительно меньше отличаются

от друга, чем письменная речь от устной речи в целом.

письмо разговорная

сообщение беседа

научный трактат доклад

конспект лекция

ораторское выступление.


Введение.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) – это говорение и написание; два – в восприятии текста, заложенной в нем информации – это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов – сложный процесс, в котором участвуют особые психологические и речевые механизмы.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Виды общения:

1. По положению коммуникантов в пространстве и во времени различают общение контактное – дистантное

Понятие контактного общения очевидно: собеседники находятся рядом друг с другом. Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы. Здесь все на виду, многое понятно с полуслова, а нередко мимика, выражение глаз, жест, фразовое ударение, интонация в целом говорят больше, чем слова.

К видам дистантного общения относят все те ситуации, где коммуниканты разделены пространством и временем. Это может быть разговор по телефону, при этом собеседники находятся на расстоянии, но связаны в едином времени. Дистантно во времени и пространстве общение в письмах (и вообще с помощью любого зафиксированного текста).

2. По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» различают общение непосредственное – опосредованное

Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно – это обычный разговор, беседа, доклад и т.д. К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации с помощью средств массовой информации и произведений искусства.

3. С точки зрения формы существования языка различают общение

устное - письменное

Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное – с признаками дистантности и опосредованности. В письменном тексте находят воплощение более сложные формы мышления, отражаемые в более сложных языковых формах. Именно здесь бытуют разного рода обособленные обороты, в том числе причастные и деепричастные, ряды однородных членов, структурный параллелизм. Письменный текст требует обдумывания, он подчиняется более строгим правилам лексического и грамматического отбора. Наконец, он оказывается зафиксированным. Устное общение не допускает переработки текста, кроме уточнений, оговорок. К письменному тексту возможен возврат и при необходимости переработка его автором.


Виды речевой деятельности и их особенности .

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь содержит устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух и более человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, системы знаний одним человеком. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.


Взаимодействие устной и письменной речи .

Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов не существует.

Обе формы речи «связаны тысячими переходов друг в друга» (Бухаловский Л.А. Курс русского литературного языка.- Киев, 1952.- Т.1.- С.410). Эту органическую связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм речи лежит также и внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль. Иногда устную речь характеризуют как «звучащую, произносимую, слышимую». Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова.

Подлинная устная речь создается в момент говорения. По определению В.Г. Костомарова, устная речь – это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации, которая всегда имеет место в процессе говорения – в большей или меньшей степени.

В наше время устная речь «не только перегнала письменную по возможностям фактического распространения, но и приобрела перед ней важное преимущество – моментальность, или, как сейчас говорят, сиюминутность передачи информации, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX в. Кроме того, устная речь приобрела другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться» (Костомаров В.Г. Проблемы современной филологии. – М., 1965. – С.176)

Итак, устная (говоримая) речь рассчитана на смысловое восприятие создаваемой в момент говорения произносимой речи. Поэтому, когда характеризуют устную речь как говоримую, то имеем в виду только одну ее разновидность, связанную с порождением речи. На самом же деле есть и другая, тесно связанная с говорением сторона – слушание, восприятие, понимание порождаемой речи. Говорящий и создает свое высказывание в расчете на его смысловое восприятие. И в связи с этим совсем не безразлично, насколько говорящий знает и учитывает особенности собеседника, аудиторию, насколько свободно он владеет именно устной речью.

Различия устной и письменной речи психолого-ситуативного характера можно представить в следующей сопоставительной таблице:


Устная речь

Письменная речь
Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя.
Во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции. Не зависит от реакции адресата.
Рассчитана на слуховое восприятие. Рассчитана на зрительное восприятие
Устное высказывание может быть воспроизведено только при наличии специальных техническихустройств Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется.
Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи. Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.

Особенности устной речи.

Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».

Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то - в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа Как это сказать?

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.


Функционально-стилистические разновидности речи .

Между формами языка и его стилями существуют сложные взаимоотношения. Каждый из функциональных стилей употребляется и в устной, и в письменной речи. Однако некоторые стили реализуются преимущественно в определенной форме языка (речи). Так, например, разговорный стиль чаще всегосвязан с устной формой языка. В этом случае, как указывает В.Г. Костомаров, особенности разговорного стиля особенно тесно переплетаются с особенностями устной формы речи. С другой стороны, существуют стили, которые функционируют одинаково (или почти одинаково) как в устной, так и в письменной форме речи. Это прежде всего относится к публицистическому стилю, в котором имеются особенности, идущие от обеих форм речи. Так, для ораторской речи, которая функционирует в устной форме, характерна сознательная установка на средства выражения (например, на употребление различных фигур), что типично для книжных стилей письменной речи. (Костомаров В.Г. Разговорная речь: определение и роль в преподавании //Русский язык в национальной школе. – 1965. №1). В то же время в ораторской речи используются такие внеязыковые средства выражения, как жест и мимика, что связано с устной формой ораторской речи.

Научный стиль также может реализоваться в устной речи, например в докладе на научную тему, и в письменной форме речи в научной статье. «Говорить, например, на научные темы даже в самой непринужденной обстановке диалога нельзя, не переходя при этом на научный стиль или в лучшем случае на смесь научного стиля с элементами разговорного» (Лаптева О.А. О структурных компонентах разговорной речи // Русский язык в национальной школе. – 1965. №2).

Собственно, многие книжные стили языка (официально-деловой, научный), возникшие в связи с письменностью и развивающиеся в письменной форме, сейчас функционируют и в устной форме. При этом, естественно, форма речи накладывает определенный отпечаток на ее стиль. При устной форме функционирование книжных стилей в них легче и естественнее проникают элементы разговорного стиля, они более «вольны» в синтаксических построениях и т.п. Таким образом, хотя «стиль речи не оказывается закрепленным за формой», не безразлично, осуществляется ли высказывание устно или письменно, так как в зависимости от этого возникают различные модификации одних и тех же «функционально-стилистических категорий». (Винокур Т.Г.Стилистическое развитие современной русской разговорной речи // В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка. – М., 1968).


Развитие устной и письменной речи у детей .

Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти трудности сказываются уже при обучении чтению, т.е. пониманию письменной речи. Чтение не является просто механической операцией перевода письменных знаков в устную речь. Для обучения чтению необходима, прежде всего, выработка соответствующих технических навыков, но одних лишь технических навыков недостаточно. Поскольку чтение включает понимание прочитанного, оно представляет собой своеобразную мыслительную операцию. Понимание устной речи также предполагает со стороны слушателя интеллектуальную деятельность. Но чтение является более трудной операцией, чем слушание. В устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая гамма выразительных средств содействует пониманию. Пользуясь ими, говорящий как бы интерпретирует сказанное им и раскрывает текст своей речи слушателю. При чтении нужно без помощи всех этих вспомогательных средств, опираясь на один лишь текст, определив правильное соотношение входящих в данный текст слов, дать ему самостоятельное истолкование. Читая, ребенок учится по-новому связно строить свою речь.

Очень важное значение имеет и овладение письмом. Прежде всего некоторые трудности представляет для ребенка овладение техникой письма; и эти трудности не могут не сказаться на уровне письменной речи. Тогда возникает вопрос: действительно ли письменная речь является простым переводом устной в письменные знаки? Германский исследователь Бузерман обратил внимание на то, что ребенок, устный рассказ которого отличается богатством и живостью, совершенно иначе ведет себя, когда должен написать письмо. Он пишет: «Дорогой, бравый Франц, я пишу тебе письмо. Твой Ганс». Можно сказать, что письменная речь представляет большие затруднения для школьника и низводит его умственную деятельность на более низкий уровень не потому, что содержит те же трудности, какие были в устной речи, а в силу других обстоятельств.

Первое обстоятельство.

Ряд исследователей показали, что письменная речь абстрактнее устной. Она абстрактна в том отношении, что это речь без интонации. Человек начинает понимать интонацию раньше, чем саму по себе речь. Ребенок в раннем детстве рассказывает о предметах, которые находятся перед глазами, и не может говорить, когда они отсутствуют. Поэтому перейти от конкретных предметов к разговору о них для него представляет значительную трудность. Еще сложнее становится переход к письменной речи, которая является в этом отношении более абстрактной.

Второе обстоятельство.

Письменная речь абстрактна также в том отношении, что она совершается без собеседника. Всякая живая речь предполагает ситуацию, где я говорю, а вы меня слушаете или где вы говорите, а я вас слушаю. Ребенок привык к диалогу, т.е. к такой ситуации, где он говорит и сейчас же получает какой-то отклик. Говорить вне ситуации разговора – большая степень отвлечения, так как надо вообразить себе слушателя, обратиться к человеку, которого сейчас здесь нет, представить, что он сейчас рядом. Это опять-таки требует от ребенка абстракции, которая еще мало развита. Очень интересно наблюдение, что по телефону дети раннего возраста говорят гораздо хуже, чем в обычной ситуации.

Не подлежит сомнению, что и письменная речь ребенка часто обнаруживает, наряду с несомненным отставанием в одних отношениях, известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях; она по большей части более планова, систематична, продумана; будучи менее распространенной, она иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.


Психологические различия в природе письменной и устной речи .

В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет письменную речь ребенка; ребенок пишет, как говорит: вырабатывающиеся у него формы устной речи определяютна первых порах строение его письменной речи.

Но и в письменной речи неизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они не восполняются надлежащей перестройкой ее предметно-смыслового содержания, письменная речь в силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь с теми требованиями продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное влияние на развитие устной речи.

Основным звеном развития письменной речи является развитие связной речи – умение отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание речи образовало контекст, понятный для другого. Развитие связной – контекстной речи существенно зависит от развития письменной речи.

Исследования письменной речи школьников показывают, как лишь постепенно учащиеся средней школы начинают справляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного, понятного для читателя контекста. В связи с этим встают специфические задачи, которые должны быть разрешены во введении, затем другие – в изложении и, наконец, в заключении, когда нужно подытожить все изложение в свете тех установок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятного для читателя, требует особых приемов и средств. Требуется специальная работа, чтобы этими средствами овладеть.

В подростковые и юношеские годы в связи с умственным развитием, в особенности при хорошей культуре, речь, как письменная, так и устная, становится все более богатой, многогранной, все более литературной: в связи с овладением в процессе обучения научным знанием и развитием мышления в понятиях речь становится более приспособленной к выражению отвлеченной мысли. Уже имевшиеся в распоряжении ребенка слова приобретают более обобщенное, отвлеченное значение. Помимо смыслового развития наличного словесного запаса в речь включается ряд новых специальных терминов – развивается техническая научная речь. Наряду с этим в речи подростка ярче, чем у ребенка, учащегося в начальной школе, выступают ее эмоционально-выразительные – лирические и риторические – моменты. Растет чувствительность к форме, к литературной подаче сказанного и написанного; более частым становится употребление метафорических выражений. Структура речи – особенно письменной – более или менее значительно усложняется, увеличивается количество сложных конструкций; чужая речь, которая до того приводилась по преимуществу в форме прямой речи, передается чаще в форме косвенной речи; в связи с расширяющимся кругом чтения и формирующимися навыками работы с книгой, начинают использоваться цитаты; в речи наблюдается некоторая цветистость; она проявляется в результате известной диспропорции между интенсивностью переживания и речевыми средствами для его адекватного объективизированного и все же достаточно яркого выражения.

Заключение.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.


Используемая литература:

1. Ладыженская Т.А.Устная речь как средство и предмет обучения. М.: Флинта, 1998.

2. Формановская Н.И.Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.

3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

Устная речь:

Звучащая;

Создается в процессе говорения;

Характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

Графически закрепленная;

Может быть заранее обдумана и исправлена;

Характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И.Андроников в статье "Слово написанное и сказанное":

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие.

Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками (понятие стиля см. далее).