Существуют разные точки зрения по поводу времени возникновения Ново-Татарского кладбища. После осады города Емельяном Пугачевым, когда Казань была выжжена, Екатерина II утвердила план, по которому и производилась застройка. Согласно документу все кладбища были отделены от городских строений. Указ 1771 года предписывал, чтобы они располагались на расстоянии не менее 100 саженей от жилых построек. Некоторые историки считают, что именно после выхода этого указа возникли Арское и Татарское кладбища. Но скорее всего, Татарское кладбище появилось позже - в конце XVIII века. Самое раннее из зафиксированных захоронений в литературе датируется 1803 годом, что упоминается во всех путеводителях. Во время систематического обследования кладбища этим летом мы с сотрудниками института этот камень не обнаружили. Самый ранний из выявленных нами - 1813 года. Возможно, предыдущие исследователи неправильно прочли надписи на камне - они сделаны на арабском языке. Или же этот камень попросту утрачен.

С 1813 года кладбище становится основным татарским некрополем Казани. До этого мусульмане хоронили своих усопших на кладбище на месте 5-й горбольницы на улице Шарифа Камала - оно располагалось между Старой и Новой слободами. Но, видимо, на нем не оставалось места, и с начала XIX века захоронения проводили на Ново-Татарском кладбище. Старое кладбище было заброшено, а в советское время на нем появилась городская больница № 5. Источников и документов о дальнейшей истории Ново-Татарского кладбища практически нет: видимо, мусульманская община регулировала эти вопросы в явочном порядке, без бумажной работы.

Площадь некрополя - 21 гектар. Считается, что участок, где похоронен Тукай, - это старая часть кладбища, а рядом со входом - новая. На самом деле все наоборот. Часть в районе входной группы - одна из самых древних на кладбище: во время обследования мы нашли там памятники 1820−1930-х годов. В целом кладбище осваивалось довольно равномерно, через каждые 30−40 лет на месте старых захоронений делали новые. Традиция устанавливать каменные надгробия - одновременно давняя (такие надгробия можно обнаружить в захоронениях периода Золотой Орды) и новая. До революции позволить их себе могли только состоятельные граждане - купцы и духовенство. Основная же часть населения ставила деревянные доски, которые в силу естественных причин со временем исчезали. Через какое-то время на месте этих старых могил появлялись новые захоронения - и так по всему кладбищу. Поэтому разделение на старую и новую части считается условным: везде можно встретить и новые захоронения, и дореволюционные камни.

Мы с коллегами также обследовали кладбище в Бишбалте в Адмиралтейской слободе и Пороховое кладбище около мечети Рамадан. Первое не функционирует с 1930-х, второе - с 1960-х. Так что Ново-Татарское - последнее из действующих исторических татарских кладбищ. Вдобавок оно исторически являлось главным некрополем татарского народа: Пороховое и в Бишбалте - более простые кладбища, обнаружить там могилы видных деятелей нам пока не удалось.

В апреле - июне этого года Институт истории по своей инициативе провел экспедицию по Ново-Татарскому кладбищу. Каждый день мы последовательно проходили участок за участком, захоронение за захоронением. Задача - выявить все арабографичные памятники, сохранившиеся на кладбище с момента его основания до конца 1920-х годов, когда ввели кириллицу. Это был вынужденный шаг. Арабографичные памятники существовали и в 1930–1960-х. Но если учитывать и их, получится огромный пласт работы, который мы просто не успевали охватить за лето. Мы выявили около 1600 памятников - целых и фрагментов. Одновременно с этим мы озадачились найти и зафиксировать захоронения знаменитых деятелей татарской культуры, науки, купцов, предпринимателей, священнослужителей. Ограничений по возрасту могил в этом случае не было. В перспективе мы планируем нанести все данные на карту, ведь о том, кто и где похоронен на кладбище, знают немногие. Одна из наших задач - сделать справочники, путеводители, на основании которых любой желающий может прийти на Ново-Татарское кладбище и самостоятельно найти интересующую могилу. Можно разработать даже отдельные туристические маршруты - по писателям, композиторам, священнослужителям.

Центральный в современной Казани. Впервые упоминается в 1766 г. Первые известные захоронения состоялись здесь 12 и 13 июля 1774 г., когда земле были преданы тела погибших при штурме Казанского посада и Кремля повстанцев армии Е.И. Пугачева, а также горожан, павших при столкновении с его войском. Территория кладбища постепенно росла, появились участки для представителей неправославных конфессий. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

В 1980-е гг. Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.

На Арском кладбище находится один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Он был построен в 1796 г. как двухпрестольный (придел был освящен во имя Святого Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: Св. Николая Чудотворца, Св. Льва папы Римского и Св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 г., когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская стала приходской. В 1934 г., несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.

С 1938 по 1946 гг. кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы.

На Арском кладбище похоронены: Арбузов Александр Ерминингельдович (1877-1968) - химик-органик, основоположник советской научной школы фосфороргаников; Арбузов Борис Александрович (1903-1991) - химик-органик, лауреат Ленинской и Сталинской премий; Галлер Лев Михайлович (1883- 1950) - флотоводец, адмирал, начальник Главного морского штаба (1938-1940), командующий Балтийским флотом (1932-1937). Установлен . Джугашвили Василий Иосифович (1921-1962) - военачальник, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Московского военного округа (1948-1952), сын И.В. Сталина. Первоначально был похоронен на Арском кладбище (ныне там установлен кенотаф), так как жил в Казани в 1953-1962 гг. В 2002 г. останки В.И. Джугашвили были перевезены в Москву, на Троекуровское кладбище, где покоится его супруга. Жиганов Назиб Гаязович (1911-1988) - композитор, народный артист , ректор Казанской консерватории (1945-1988); Лобачевский Николай Иванович (1792-1856) - математик, основоположник неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета (1827-1846) и мн. др.

Музей под открытым небом. Арское кладбище может стать туристическим объектом

Это последний древний некрополь Казани, который сохранился до нашего времени. Всего за 245 лет здесь похоронено не менее 250 000 человек

«Мне хочется здесь видеть больше порядка, установить при входе баннер с указанием наиболее чтимых казанцев и мест их расположения. Наберется сразу 500 имен, - говорит Еладшев. - Среди них Николай Лобачевский , академики Александр и Борис Арбузовы , авиаконструктор Владимир Петляков , сын Сталина… Это малозатратное мероприятие, но оно произведет большой эффект. Казань - крайне интересный город, и здесь лежат люди не просто местного значения, но российского и даже европейского».

Наша экскурсия с Елдашевым начинается с одного из исторически значимых и интереснейших мест Арского кладбища - склепа купца-старообрядца Якова Филипповича Шамова и рядом стоящей поминальной часовни второй половины XIX века. Архитектором небольшого строения, возможно, мог быть Константин Романов , но точно это не определено. Склеп и часовня сейчас находятся в строительных лесах: восстановлением и ремонтом занимается Казанская старообрядческая община. Реставрация протекает крайне медленно. Однако старообрядцы хорошо ухаживают за своей частью кладбища, не оставляют без должного внимания, отмечает он.

Склеп Шамова был построен на деньги городской думы, что раньше случалось крайне редко, рассказывает Елдашев. Здесь покоится он сам и два ближайших его соратника. Недалеко отсюда находится могила его супруги Агриппины Хрисанфовны (она скончалась в 1927 году при советской власти). Её не разрешили хоронить рядом с мужем, поэтому она похоронена на окраине кладбища, объясняет историк.

На территории некрополя располагается сразу десять кладбищ: русское, два еврейских, два старообрядческих, католическое, лютеранское, немецкое, польское, военное. Раньше до середины XIX века они были разделены небольшими заборами, а потом, ввиду дефицита земли, все соединились. Всего на территории Арского кладбища более 30 склепов, но почти все находятся в полуразрушенном состоянии. За ними никто не следит, потому что родственники этих людей давно умерли или покинули город. По его словам, кирпичные склепы используются под хозяйственные нужды, особого внимания им никто не уделяет. Без политической воли здесь трудно обойтись.

«Вся трагедия заключается в том, что мы не знаем, кто под ними похоронен. Дореволюционные и военные архивы кладбища в этом отношении имеют большую скудность», - отмечает Елдашев. В 1961 году на некрополе была проведена перерегистрация, потом в 1997 году и по мере обращений самих родственников усопших. По его словам, Арское таит еще много неразгаданных тайн: здесь есть подземные ходы и схроны.

В апреле 2013 года краевед обращался к руководству города с просьбой установить памятный знак на военном кладбище героям Первой мировой войны и предоставил несколько десятков имен, которые сам сумел собрать. Но отклика не нашел - инициативная группа поставила при входе с левой стороны поминальный деревянный крест. «Хотя, возьмем Поклонную гору в Москве, где при участии президента России был установлен большой культурный комплекс».

Одно из наиболее ценных мест старого некрополя - первая аллея, церковная, которая находится за алтарной частью, - знаковых служителей хоронили около церкви. Вторая пешеходная аллея называлась академической. Там лежат доценты, деятели духовной семинарии и казанской духовной академии - всего 12 профессорских захоронений. В конце прошлого года Елдашев нашел могилу последней настоятельницы Казанского Богородицкого монастыря Рахиль (Анны Гавриловны Ершовой ). Известная казанская монахиня похоронена на второй пешеходной аллее за часовней купца Винокурова.

Идем дальше. «А вы знаете, чье захоронение на Арском самое старое?» - спрашивает нас Елдашев и подводит к могиле казанского градоначальника Осипа Семеновича Петрова (1754-1818), которая находится с левой стороны от церкви. Остальные надгробия XVIII века уже не найти, до наших дней они не сохранились.

«Многие исторически значимые кладбища города были уничтожены, такие как при Зилантовом монастыре, Кизическом, Спасо-Преображенском, а это осталось. Но разве не интересно, что здесь лежит дворянская семья Римских-Корсаковых ? Или дирижер Морев , в хоре которого было до 600 человек?».

Наша экскурсия заканчивается у могилы Александра Михайловича Зайцева (20 июня 1841, Казань - 19 августа 1910) - русского химика-органика, ученого с мировым именем. Креста давно нет, маковка покосилась…

«Кто должен за ней следить? - задается вопросом Елдашев и сам отвечает - Казанский университет. - Я за то, чтобы организации, где трудились известные казанцы, следили за их могилами. Это нигде не прописано, но мораль и нравственность человеческого общества в любую эпоху определяются отношением к детям, старикам и некрополям. Мы не будем жить вечно».

так то интересная идея…во всем мире за кладбищами известными ухаживают, поддерживают. а у нас прямо в центре города такая заброшка…в Челнах подобное кладбище тоже есть, сейчас пристанище бомжей и свалка мусора

ОТВЕТИТЬ

что то как то не по себе от фоток…какие то они постапокалиптичекие…такие крестики крестики и корстон на фоне и все оранжевое…

ОТВЕТИТЬ

Ильдусабый

у нас одна еще проблема — зима и снег. в это время уход за любыми объектами под открытм небом практически невозможен и бесполезен. может поэтому и не задумываются власти.

ОТВЕТИТЬ

Отличная статья! Хорошо, что сейчас грабежи оград прекратились. А то у деда свежую оградку через неделю украли

ОТВЕТИТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Старая шутка о Кремле помогла уроженке Сабов стать «Мисс Татарстан», а стихотворение Тукая - завоевать челнинке титул «Мисс Казань»

На следующий конкурс, который станет 20-м, глава минспорта Татарстана Владимир Леонов пообещал придумать «что-то эдакое»

Президент «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова, «Мисс Татарстан» Зульфия Шарафеева, глава минспорта РТ Владимир Леонов

Кристина Иванова - Казань

В воскресенье поздним вечером в казанской «Пирамиде» назвали имя новой «Мисс Татарстан». Ей стала 22-летняя Зульфия Шарафеева из Сабинского района. «Мисс Казань» была объявлена 20-летняя Камиля Харисова , уроженка Набережных Челнов, приехавшая на учебу в столицу Татарстана. По признанию жюри, интеллектуальный конкурс стал решающим в определении победительниц.

Первой вице-мисс стала 19-летняя Екатерина Грудцова, второй вице-мисс - 20-летняя Екатерина Тебекина. Обе девушки из Казани. «Мисс фото» признана 17-летняя Анастасия Торгашова из Казани, а «Мисс очарование» - 16-летняя Эвелина Гареева, представляющая Челны

____________________________________________

В преддверии юбилея

Нынешний конкурс стал 19-м в истории «Мисс Татарстан» и за глаза назывался «накануне». В следующем году на 20-й, юбилейный, конкурс глава минспорта Татарстана Владимир Леонов , который традиционно был в жюри «Мисс Татарстан», обещал придумать «что-нибудь эдакое».

____________________________________________

В жюри конкурса судьбу конкурсанток решали замминистра образования и науки РТ Лариса Сулима, глава управления культуры Казани Азат Абзалов, депутат Госсовета РТ Анастасия Исаева, художественный руководитель и главный дирижер оркестра LaPrimavera Рустем Абязов, финалистка «Мисс Татарстан-2010», обладательница титула «Мисс Россия интернейшнл-2011» Алиса Тулынина, президент «Мисс Татарстан» Изольда Сахарова и другие

____________________________________________

Конкурс начался с опозданием на полчаса, в 19.30, и закончился после полуночи. Все было выполнено в динамичном и минималистичном, даже жестком стиле. Весь вечер на арене была российская электропоп-группа Tesla Boy , сопровождавшая девушек во время дефиле.

Лидер группы Tesla Boy Антон Севидов

Никаких других номеров или исполнителей в этот вечер не было - заезжие музыканты солировали единолично. Юмористическую нотку добавлял ведущий Михаил Волконадский , периодически подтрунивавший над участницами. Финалисток было 30.

На первое дефиле они вышли в черных платьях с накидками по типу болеро черно-красных тонов. Фотографы тут же начали делать ставки на победительниц (по 100 рублей с человека). Как выяснилось позже, никто не поставил на будущую «Мисс Татарстан», но один из самых опытных фотографов наметанным глазом указал на обладательницу второго по значимости титула - «Мисс Казань». Каждая из 30 финалисток под музыку спустилась в зал и продефилировала между рядами по воображаемому подиуму. Как позже рассказала Сахарова, это было сделано для создания более камерной обстановки и чтобы члены жюри могли ближе разглядеть красоту участниц.

Обычно наиболее ожидаемый мужчинами конкурс «Дефиле в купальниках» также был довольно необычным. Девушки вышли в сплошных черных купальниках со странными конструкциями на головах. Кто-то из коллег назвал их намордниками, Сахарова же сказала, что они никак не называются, и предложила считать футуристическими конструкциями, а «Мисс Казань» отзывалась о них как о головных уборах будущего.

Ребусы, стихи, дойка коровы и черпнуть вдохновение

После небольшого перерыва на сцену вышли всего 10 суперфиналисток, отобранных жюри, в черных брюках и красных пиджаках. На самый сложный и волнительный, по их признанию, этап - блиц-интервью. Но самый веселый для зрителей. Этот конкурс как мог вытягивал Волконадский.

Девушки выбирали себе цифру от 1 до 10, под которыми были задания. В некоторых случаях участницам даже предлагали вариант ответа. Самой смелой участнице под номером 7, которая в итоге выбрала себе задание 7, второй вице-мисс Тебекиной, достался вопрос про футбольный мяч «Красава», которым будут играть участники Кубка конфедераций-2017. Девушка явно не догадалась, что его название должно перекликаться с участницами конкурса, которых точно можно считать красавами, и начала пространные рассуждения, что мяч очень символичен и по стилистике подходит к конкурсу «Мисс Татарстан».

Второй участнице достались три ребуса, в которые были зашифрованы современные песни: «Лада седан - баклажан!», «Женщина, я не танцую», а одну из загадок смогли разгадать только с помощью зала. Будущая первая вице-мисс Грудцова по фото узнала первую леди США Меланию Трамп и призналась, что будь она на ее месте, на инаугурации была бы уверенной, красивой и стала бы украшением мужа.

У Торгашовой попросили прокричать, как Тарзан, опровергнув утверждение, что у участниц конкурсов красоты нет чувства юмора. «Мисс Казань» Харисова блеснула эрудицией, узнав картину Ван Гога «Звездная ночь». Она ответила на вопрос, с каким настроением пошла бы на выставку этого художника, о которой поется в песне «Экспонат» Сергея Шнурова. «Не важно, в чем идти на выставку. Очень важно, с каким настроением мы идем на выставку. Я хожу на выставки черпнуть вдохновения». После чего ведущий в очередной раз подколол участницу вопросом, когда же она в последний раз могла «черпнуть» это самое вдохновение.

Настоящий мужчина должен сделать три вещи в жизни, подводил к ответу одну из участниц Волконадский (имелось в виду построить дом, посадить дерево и вырастить сына). У участницы были свои варианты: быть поддержкой своей женщине, делать комплименты и любить. «А женщина должна быть самой лучшей для мужчины, ухаживать за собой и третье… (долгая пауза) украшать мужчину», - говорит юная участница, а ведущий продолжает шутить: «Да, особенно под новый год, как елку».

Будущей победительнице достался странный вопрос про рост спроса на косметические средства для бровей. Шарафеева относится к косметике нормально, она за легкий макияж без перегрузки: «Нам очень повезло. Мы можем подчеркнуть свою красоту, почему бы этим не воспользоваться? Я всегда говорю, как же женщинам повезло: накрасилась и ты прекрасна».

После вопросов ведущего члены жюри могли задать свои. Сулима попросила прочитать любимые стихи. Участницы читали строчки Симонова, Тютчева и даже собственного сочинения. Харисова - стихотворение Габдуллы Тукая на татарском языке. «Мы пришли на конкурс красоты, а попали на поэтический вечер», - комментирует Волконадский.

Самым смешным оказался вопрос от компании «Просто молоко» об умении доить корову и что нужно сделать, чтобы она давала больше молока. Оказалось, что две суперфиналистки имели опыт дойки коровы и животные даже остались живы. А Ирина Булаева из Челнов наглядно на пальцах демонстрирует, как помогала бабуле доить коров: «Пальчиками зажимаем вымя, сдаиваем, и струйка молока выбегает».

Министр с кэвээновским прошлым Леонов интересуется, почему Кремль в Москве красный, а в Казани - белый. Казалось бы, вопрос из прошлого, но ответ, очевидно, сильно отразился на будущем решении жюри. «Нам, татарам, краснеть не за что», - бодро ответила будущая «Мисс Татарстан» и удивила Волконадского: «Ничего себе, помнит».

Абязов поинтересовался, чем отличился Орфей и на каком музыкальном инструменте он играл. Все та же Шарафеева была близка к правильному ответу с арфой (на самом деле золотая кифара). Зульфия также догадалась, что значит проба золотых изделий - процент содержания драгоценного металла. Отвечая на вопрос, как современная девушка может повлиять на развитие общества, многие говорили о воспитании детей и несении красоты в массы.

Замминистра коробили 14-летние участницы

После финального конкурса объявляют антракт на обсуждение. В кулуарах стоят пошатываясь волнующиеся финалистки. Не проходит и 15 минут, как Волконадский призывает всех приготовиться к выходу, потому что выбор уже сделан.

Леонов признается, что мнение жюри по поводу победительниц было практически единогласным и поменялось после интеллектуального конкурса. «Сегодня конкурс был организован современно, по-новому. Я не ожидал, что на мой вопрос про Кремль так быстро ответят, не предполагал, что помнят. Это импровизация чистой воды». Сахарова с юмором пресекла сомнения журналистов по поводу того, не было ли это заготовкой: «Конечно, мы же до финала собираем министров и репетируем, репетируем, репетируем».

Леонов говорит, что нынешний конкурс стал взрослее. Это выражается как в возрасте участниц, их поведении, так и облике конкурса. Ему понравился и формат, когда участницы выходили в зал, - так удобнее и ближе посмотреть. «Мы же сидим не на первых рядах, со сцены смотреть далековато. А когда подходят ближе, видно фактуру. Конечно, мы оцениваем все в совокупности. Но решение мы поменяли, когда девчонки начали отвечать на вопросы. Они или утвердили наше мнение, или подпортили впечатление. Кто-то отвечал очень мило, кто-то глубже, некоторые юмористичнее», - поясняет он.

Сулима тоже говорит о том, что конкурс повзрослел: «В предыдущие годы меня коробило, когда я видела на сцене девочек 14-ти лет. Я считаю, что 14-ти и даже 16-летним школьницам рано участвовать в таких конкурсах. Сейчас же в основном участвуют студентки. Интеллектуальный конкурс показал, что уровень образования растет».

Замминистра сидит в жюри конкурса с 2011 года и раньше замечала, как участницы стеснялись, зажимались, сейчас же они ведут себя очень свободно, красиво представляют себя, демонстрируют богатое внутреннее содержание.

Участие в конкурсе «Мисс Татарстан» - одна из возможностей реализации, некий социальный лифт для девушек, говорит Сулима. Она признает, что споры, нужны ли такие конкурсы, возникают регулярно: «Есть люди, которые думают, что лучше не устраивать праздники, а потратить деньги на повышение пенсий, ремонт дворов. Но мы не можем жить без красоты. Наши конкурсы с 20-летней историей - “Студент года”, “Студвесна”, “Весенняя капель”, “Созвездие” - для молодежи и детей является шансом реализоваться. Мы должны находить возможности сохранять традиции, может, оптимизировать, но не отказываться от этих конкурсов».

Арское кладбище (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кладбище на Арском поле, когда-то принадлежавшем удмуртам племени ари, впервые упомянуто в документах в 1766 г. Тогда оно находилось за городской чертой, поэтому в 1774 было избрано для погребения пугачевцев, убитых в сражении за Казань. В том же году, после очередной эпидемии чумы Екатерина II специальным указом запретила захоронения у стен приходских церквей, для этой цели были определены удаленные места, в частности и Арское кладбище. Тогда никто не предполагал, что со временем оно окажется чуть ли не в центре города.

Что посмотреть

Огромный некрополь к концу 19 века уже не был чисто православным, на нем образовались участки для старообрядцев, католиков, протестантов и евреев. После 1917 г. разделение сошло на нет, сейчас уже мало кто о нем задумывается. Среди знаменитостей, нашедших здесь последнее пристанище, - великий математик и открыватель неэвклидовой геометрии Н. И. Лобачевский, химики-органики А. Е и Б. А. Арбузовы, советский флотоводец Л. М. Галлер.

На месте могил Василия Сталина и Якова Джугашвили установлены кенотафы, а останки перезахоронены в Москве на Троекровском кладбище.

В конце прошлого века обсуждались планы закрытия некрополя и расширения за счет его территории ЦПКиО им. Горького, находящегося через дорогу. Но все осталось по-прежнему, захоронения продолжаются, местность обихоженная, много цветов и зелени. Любителям кладбищенской архитектуры будет интересно прогуляться по аллеям, разглядывая старинные надгробия и памятники.

Церковь Ярославских чудотворцев возвели у входа на погост в 1796 г., в годы гонений на религию сюда свозили все иконы и мощи из закрытых казанских храмов. Некоторое время она даже имела статус кафедрального собора, поскольку других церквей в городе больше не осталось. Служба здесь никогда не прекращалась, может быть поэтому прихожане так любят этот уютный храм.

Практическая информация

Адрес: Казань, ул. Николая Ершова, 25.

Как добраться: на автобусах №№ 1, 4, 25, 71, 90 до ост. «ЦПКиО им. Горького» или №№ 2, 3, 5, 10, 35, ост. «Ул. Абжалилова».