Олимпиада «Экологический проект на Юго-Западе»

Знаете ли вы, что такое биоиндикация и как ее можно использовать в экологическом мониторинге и моделировании города будущего? Что представляет собой «Геоинформационная система опытного участка «Ольсинки»? Что стоит за названием «Экопарк 2000»? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было получить 25–27 ноября 1999 г. на окружной олимпиаде по экологии в Юго-Западном административном округе Москвы.

Окружная олимпиада по экологии имеет свою историю. Первая попытка проведения олимпиады, на наш взгляд, не совсем удачная, относится к 1995 г. Это были письменные туры, на которых учащиеся школ отвечали на вопросы экологического содержания. Результаты проверки работ повергли нас в уныние. Стало очевидно, что основной недостаток такой формы проведения олимпиады – отсутствие обоюдного общения.

В 1997 г. Методический совет учителей биологии и экологии Юго-Западного округа принял решение проводить окружную экологическую олимпиаду в форме защиты экологических проектов. В ноябре 1997 г. такая олимпиада прошла в Палеонтологическом музее. Работа проводилась по нескольким секциям, на них ребята защищали реферативные работы по экологии. Были подведены итоги, награждены победители, но какая-то неудовлетворенность результатами все же оставалась.

В 1998 г. в нашем округе открылась Московская международная российско-турецкая школа № 56. Учитель биологии и экологии Кадырбей – организатор международной экологической олимпиады в г. Стамбуле. Именно он предложил учителям Юго-Западного округа интересную форму проведения олимпиады – «Экологический проект». Было создано положение об олимпиаде, разработаны критерии, формы заявки, разработана экологическая символика олимпиады. Кадырбей и его коллеги выступили перед учителями биологии и экологии Юго-Западного округа на традиционной конференции в Дарвиновском музее в августе 1998 г. И постепенно тяжесть всей работы переместилась на учителей школ.

К первой окружной экологической олимпиаде было подготовлено 34 проекта. Стендовая форма защиты экологических проектов, свободное общение всех заинтересованных участников олимпиады, экологическая символика олимпиады – все это было реализовано во время олимпиады. Победители и участники получили медали, «сертификаты эколога», памятные призы и подарки от образовательного фонда «Толеранс». в городском Доме учителя произошла торжественная церемония награждения.

В 1999/2000 учебном году наша экологическая олимпиада была более представительна – 88 проектов, 135 участников. Положительным моментом на этой олимпиаде было то, что учащиеся старались отойти от реферативного изложения проблемы. Организаторы «Экологического проекта» ставили своей целью прежде всего вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющую социокультурное значение.

Важная роль в решении этой задачи отводилась содружеству учащийся–научный руководитель–учитель. Мы только приблизились к решению данной проблемы, многому предстоит еще научиться. В этом нам могут помочь научные руководители из центров дополнительного образования, вузов.

Условно проекты этого года были разделены на пять групп.

1. Проблемы охраны окружающей среды.
2. Здоровье человека и окружающая среда.
3. Экология Москвы, Московской области, Юго-Западного округа.
4. Экологический мониторинг. Экологические практики.
5. Экологическое сознание и экологическая культура.
Было отобрано 30 лучших работ: 5 «золотых», 10 «серебряных», 15 «бронзовых».

Победителями стали:

    Бурцева Мария («Использование биоиндикации в экологическом мониторинге и моделировании города будущего», № 930);

    Архипова Ксения («Радиационный фон Гагаринского района», № 1266);

    Никулин Антон, Ридигер Дмитрий («Проект по исследованию и оздоровлению прудов Южного Бутова», № 1161);

    Патренков Михаил («Геоинформационная система опытного участка «Ольсинки», № 539);

    Плиско Сергей («Два в одном: экономика и экология», № 536).

Еще одна особенность этого года: на олимпиаде были представлены межшкольные проекты и проекты, подготовленные учениками, учителями и родителями. Это свидетельствует о том, что жители Юго-Западного округа воспринимают экологические проблемы как общие, в решении которых требуются совместные усилия.

В декабре 1999 г. на церемонии награждения в Дарвиновском музее присутствовали гости, которых так же, как участников, интересуют экологические проблемы: президент Национального экологического фонда О.А. Сизов, член Государственной Думы, председатель подкомиссии по банковскому законодательству, доктор экономических наук, профессор П.А. Медведев, главный специалист Министерства образования РФ В.Н. Кузнецов, председатель ТО Москомприроды по Юго-Западному округу Н.И. Бринза, представители образовательного фонда «Толеранс», поддерживающего нас в любых наших начинаниях.

Видя большую заинтересованность учащихся и их родителей в решении экологических проблем, мы приглашаем принять участие в Московском городском конкурсе экологических проектов «Наш дом – планета Земля» всех, кто болеет душой за наше будущее, кто видит экологические проблемы и может предложить пути их решения.

Московский городской конкурс экологических проектов «Наш дом – планета Земля»

Организаторы: Московский комитет образования, Московский институт повышения квалификации работников образования, Управление образования Юго-Западного округа, Московская международная российско-турецкая школа № 56.

Цель: выявление уровня сформированности элементов экологической культуры учащихся как совокупности теоретического, практического и духовного опыта взаимодействия личности с природой, обеспечивающего ее выживание и развитие.

Задачи:

– приобщение учащихся к пониманию глобальных экологических проблем через их локальные проявления, воспитание у них ответственности за состояние естественного природного окружения, за здоровье свое и других людей, представляющее как личную, так и общественную ценность;
– формирование у учащихся теоретических знаний в области экологии, биологии и других дисциплин, способствующих решению экологических проблем;
– развитие научно-технического творчества подрастающего поколения.

На конкурс представляются

1. Экологический проект (объем не менее 15 стр. без учета приложений).
2. Тезисы экопроекта (не более 2 стр.).
3. Стендовый доклад.

Требования к оформлению тезисов:

– объем – не более 2 стр.;
– указание фамилии, имени и отчества автора и руководителя экопроекта, места и времени его выполнения;
– указание темы экопроекта, области экологии, в рамках которой он выполнялся;
– актуальность, краткое освещение целей, задач, методов и результатов исследования;
– указание объема экопроекта, количества таблиц, схем, рисунков, приложений, а также списка использованных литературных источников.

Требования к оформлению экологического проекта:

– экопроект должен быть представлен на конкурс в напечатанном или аккуратно написанном от руки виде, в папке или переплете (формат листа – А4);
– на титульном листе должны быть указаны: название темы экологического проекта; фамилии, имена и отчества исполнителей и руководителей работы; номер школы и название округа, на базе которых проводилось исследование;
– текст проекта должен включать следующие разделы:

    введение , в котором обосновывается актуальность темы экологического проекта, рассматриваются цели, задачи, значение и предполагаемые результаты исследования;

    основная часть , в которой излагается суть выполняемой работы;

    заключение , в котором формулируются выводы по результатам выполненного исследования;

    список использованной литературы;

    приложение – фотографии, схемы, рисунки, графики, таблицы и т.д.

Требования к устному выступлению и оформлению стенда:

– время выступления от – 5 до 10 мин;
– четко сформулировать цель и поставить задачу работы;
– охарактеризовать выбор методов исследования;
– описать практическую значимость работы, внедрение ее результатов;
– изображенные на стенде схемы, таблицы, диаграммы, графики и т.д. должны быть эстетически выдержанными, хорошо различимыми и органически связанными с устным выступлением конкурсанта.

Критерии оценки экологических проектов:

– актуальность и новизна темы работы;
– оригинальность исследования;
– четкость поставленных целей и задач работы;
– правильность выбора методов исследования;
– глубина теоретической и практической проработки проблемы;
– практическая значимость работы, внедрение ее результатов;
– фантазия разработчиков;
– качество оформления проекта; наглядность иллюстративного материала и др.;
– уровень защиты проекта на конкурсе; компетентность и эрудированность конкурсанта, четкость представления материала, аргументированность выводов, грамотность и полнота ответов на вопросы.

Условия проведения

1. Принимают участие ученики московских школ в возрасте 13–17 лет.
2. Заявки на участие и тезисы принимаются в школе № 56 ЮЗОО до 20 февраля 2000 г.
3. Каждый участник конкурса готовит экологический проект, тезисы к проекту, оформление демонстрационного стенда, устное сообщение. Организаторы проекта предоставляют участникам демонстрационные стенды.

Этапы проведения

1. Проекты будут приниматься 9 марта с 15 ч в школе № 56. Одновременно участники должны будут оформить свой стенд.
2. Защита проектов будет происходить 10 марта с 15 ч в той же школе.

Подробную информацию о форме заявки и проведении конкурса можно получить в окружных методических центрах и по месту проведения конкурса, в школе №56.

Адрес школы: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 48 а, Московская международная российско-турецкая школа № 56; телефон 128-1925, факс 128-1925.

Каждому участнику конкурса будет выдан «Сертификат эколога». Победителям будут вручены призы и премии.

Публикация статьи произведена при поддержке копировальных центров «КопиМакс». Кроме популярных услуг по копированию, сканированию и цифровой печати «КопиМакс» предлагает так же и послепечатные услуги, такие как: брошюровка, биговка, ламинирование, переплет дипломов , что придаст любой работе (особенно конкурсному проекту) законченный аккуратный вид и поможет соответствовать требованиям, предъявляемым к оформлению.

1

Рассмотрены цель и задачи экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР). Проанализированы этапы и условия формирования экологической компетентности. Показано, что системно-деятельностный подход в основе ФГОС-2012 направлен на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся. ЭОУР реализуется на метапредметной основе интеграции естественных, социальных и технических учебных дисциплин. Рассмотрены возможности проектного обучения для познавательного и творческого развития личности. Экологическая проектная деятельность предполагает большую вариативность тем, методов и исследуемых проблем, при этом учитывается практическая значимость результатов для снижения экологического риска. Всероссийская экологическая олимпиада школьников служит федеральной образовательной площадкой, охватывающей учащихся 8–11 классов и их наставников. Проектный тур является наиболее значимым соревнованием. Рассмотрены действующие критерии и предложена их оптимизация для экспертной оценки проектов и сообщений по их защите. Предложено ввести позиции: личный вклад автора, этика цитирования, статистическая обработка результатов. На основе многолетнего опыта проведения региональной экологической олимпиады школьников в Нижегородской области показана важная роль центров дополнительного образования школьников, их сотрудничества с вузами и общественными экологическими организациями в экологическом образовании и подготовке активных и талантливых участников Всероссийского олимпиадного движения. В заключении выделены положительные результаты олимпиад и сформулированы рекомендации для оптимизации исследовательской проектной деятельности школьников для развития ЭОУР.

экологическое образование для устойчивого развития (ЭОУР)

федеральный государственный образовательный стандарт 2012 г. (ФГОС-2012)

экологическая компетентность

экологическая олимпиада

исследовательский проект

экспертные критерии оценки

дополнительное образование

1. Аргунова М.В., Ермаков Д.С. Социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 748.

2. Боровская Н.Н., Бедрицкая Т.В. Анализ проектной деятельности участников регионального этапа Всероссийской экологической олимпиады // Вестник Северного федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 1. – С. 114–118.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 47 с.

4. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. О проблеме адекватности содержания экологического образования планируемым результатам // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». – 2014. – № 67. – С. 27–32.

5. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М.: МИОО, 2009. – 181 с.

6. Ермаков Д.С. Образование в интересах устойчивого развития в России: состояние, оценка прогресса и перспективы // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2011. – № 1. – С. 17–23.

7. Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. – № 2. – С. 4–15.

8. Камерилова Г.С., Родыгина О.А. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 8. – С. 7–11.

9. Киселева Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 13–18.

10. Колесова Е.В. Состояние экологического образования в общеобразовательной школе. Проблемы и перспективы // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». – 2014. – № 67. – С. 33–37.

12. Колесова Е.В., Ермаков Д.С. Всероссийская олимпиада школьников по экологии // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. – № 1. – С. 31–37.

13. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. Культура природопользования: научный и образовательный аспект // Проблемы региональной экологии. – 2014. – № 4. – С. 159–168.

14. Макеев И.С., Смирнова В.М. Региональная экологическая олимпиада как механизм комплексной реализации компетенций в системе экологического образования студентов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2 (Ч.4). – С. 791–796.

15. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников – М.: Высшая школа, 2000. – 126 с.

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5812 (139) от 21.06.2012 г. – С. 17–18.

17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5976 от 31.12.2012. – С. 2–10.

18. Хасанова А.Я. Формирование экологической культуры учащихся в процессе проектной деятельности в системе дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Уфа, 2014. – 25 с.

19. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. – № 6. – С. 23–58.

20. Шабанова Ж.В. Организация проектной деятельности как одно из условий становления исследовательской компетентности старшеклассников в общеобразовательном учреждении // Гуманитарные науки и образование: Научно-методический журнал. – 2011. – № 4(8). – С. 55–57.

21. Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Моргун Д.В. и др. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования. – М.: МИОО, 2012. – 336 с.

22. Якунчев М.А., Потапкин Е.Н., Киселев И.Е., Киселева А.И. Организация и проведение регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в условиях республики Мордовия // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (16). – С. 89–94.

Актуальной общемировой проблемой экологического образования является формирование системы знаний, ценностей, навыков и мотиваций для личного участия в решении экологических проблем. Целью современного экологического образования признано формирование экологической компетентности и экоцентрического мировоззрения (экологического сознания), основанного на представлении единства человека и природы и гармонизации их взаимоотношений .

В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию образования в интересах устойчивого развития, декларирующую переход от репродуктивной передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий . Пути реализации этой международной стратегии широко обсуждались в профессиональном педагогическом сообществе РАО, что привело к выработке общей концепции современного экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) .

К задачам ЭОУР относятся: развитие мотивации учащихся к изучению и сохранению окружающей среды, к осознанию своей роли в улучшении будущего мира, пониманию взаимосвязей между природой, обществом и экономикой; приобретению опыта улучшения состояния окружающей среды в коллективном сотрудничестве. Предусматривается развитие таких личностных качеств, как самооценка, эмпатия, ответственность, целеустремленность; формирование надпредметных умений: оценка изменений, принятие решений, предвидение последствий .

В ЭОУР предлагаются три содержательных направления: экология природных систем («учусь экологически мыслить»); экология человека («учусь управлять собой» - экологическая этика); социальная экология («учусь действовать» - экологические проекты) . Конечной целью ЭОУР является формирование экологической культуры - системы приложения и преумножения экологических знаний и умений в процессе жизнедеятельности .

Системообразующим ядром ЭОУР является экологическая компетентность - потенциал и опыт личности в осуществлении природосбережения. Она включает в себя аналитические, диагностические, прогностические, проективные, рефлексивные способности для поэтапного решения экологических проблем:

  • исследование ситуации, выявление проблем, анализ их причин и последствий;
  • диагностика состояния социо-эколого-экономических систем и экологического риска;
  • моделирование природно-антропогенных систем, экологических связей, процессов;
  • проектирование, планирование, прогнозирование и оценка результатов деятельности (в том числе и собственных действий) .

Государственная политика в области образования декларирует социоэкологические принципы: свободного развития личности, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования . Основные аспекты ЭОУР учтены в требованиях ФГОС-2012 . Методологической основой стандарта является компетентностный системно-деятельностный подход, направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Итогом полного среднего образования должны явиться следующие качества личности выпускника, необходимые для формирования экологической компетентности:

  • любовь к родному краю и гражданский патриотизм;
  • социальная активность, коммуникабельность, осознание себя личностью;
  • креативность и критическое мышление для активного познания мира;
  • понимание ценности образования и науки, труда и творчества;
  • мотивированность на образование, самообразование, творчество и инновации;
  • владение основами научных методов познания окружающего мира;
  • способность к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • ведение и пропаганда здорового, безопасного и экологически сообразного образа жизни.

Личностные качества активно развиваются в процессе выполнения школьниками учебно-исследовательских экологических проектов. Метапредметный характер экологии как науки и социокультурной практики дает возможность широкого выбора экологических проблем и объектов исследования, что позволяет учащимся определить интересующую их тему, проявить инициативность и социальную активность при планировании, выполнении, обсуждении и реализации полученных результатов работы.

Среди ведущих требований к применению метода проектного обучения выделяют:

  • наличие значимой проблемы, требующей исследований, поиска решений;
  • практическая, познавательная, личностная и социальная значимость результатов;
  • самостоятельная творческая деятельность учащихся;
  • стадийность выполнения .

Работа над проектом включает три основных этапа:

1) концептуальный (выдвижение проблемы, ее актуализация, определение темы, цели и задач, выдвижение рабочей гипотезы);

2) деятельностный (составление плана работы, выбор методов и инструментария, сбор материала, оформление и анализ результатов, их презентация, формулирование выводов);

3) рефлексивный (самоанализ, возвращение к проблемным вопросам, внесение корректив, выдвижение новых проблем) .

Проект предполагает не просто отыскание новых решений проблем, но имеет цель - развитие творческих способностей. При этом учащиеся становятся творческими соработниками, учатся выдвигать и отстаивать свои идеи, оценивать результаты, проводить работу над ошибками и на основе приобретенного опыта принимать грамотные решения. В результате развиваются коммуникативные и профессиональные компетенции, происходит личностный рост .

Мотивацией выполнения исследовательских проектов для учащихся является соревновательное участие в разнообразных муниципальных, региональных и федеральных экологических олимпиадах, конкурсах проектов, конференциях НОУ .

Таблица 1

Критерии для экспертной оценки экологических проектов участников Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Действующие критерии

Предлагаемые критерии

1. Обоснованность темы проекта - целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта

Обоснованность темы проекта - целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы проекта

2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, их соответствие теме проекта

Конкретность, ясность формулировки цели, задач, соответствие их теме проекта, формулирование рабочей гипотезы

3. Теоретическая значимость обзора литературы - представлена и обоснована модель объекта, показаны её недостатки

Полнота обзора литературы - представлена и обоснована модель объекта, проработаны современные публикации, раскрывающие проблему и пути её решения

4. Значимость работы для оценки возможного экологического риска в рассматриваемой области

Этика цитирования - цитируемые источники информации отражены в нумерованных ссылках и библиографическом списке

5. Обоснованность методик доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов

Значимость работы для оценки экологического состояния объекта и факторов экологического риска в рассматриваемой области

6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором проекта

Обоснованность и доступность методик для самостоятельного выполнения учащимися

7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

Оформление работы (соответствие требованиям оформления)

8. Наглядность (многообразие способов) представления результатов - графики, гистограммы, схемы, фото

Логичность и корректность эксперимента (наблюдения), использование методов математической статистики для анализа результатов

9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

Наглядность представления результатов - разнообразие типов иллюстраций, их уместность и качество выполнения

11. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач; оценивание выдвинутой гипотезы

Полнота обсуждения и адекватность оценки полученных результатов, сравнение результатов с публикациями других авторов

12. Конкретность выводов и уровень обобщения - отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других

13. Значимость работы для снижения возможного экологического риска в рассматриваемой области

Конкретность выводов, их соответствие цели, задачам и полученным результатам; оценивание рабочей гипотезы

Значимость результатов для снижения экологического риска (решения проблемы)

Всероссийская олимпиада школьников по экологии представляет собой федеральную образовательную площадку, охватывающую учащихся 8-11 классов и их наставников. На основе олимпиадной деятельности, объединяющей практически все регионы РФ, создаются профессиональные ассоциации учителей-экологов и неформальные сообщества участников экологических олимпиад. Одной из актуальных задач современного экологического образования является систематизация интеллектуального багажа олимпиад, накопленного за два предыдущих десятилетия, который может стать бесценным ресурсом развития не только экологического, но и всего образования в будущем .

Проектный тур - наиболее значимое соревнование Всероссийской олимпиады. Требования к выполнению исследовательских практико-ориентированных экологических проектов подробно представлены разработчиками (табл. 1) и являются критериями для экспертной оценки предметных жюри всех регионов .

Для оценки результативности экологических проектов Федеральная методическая комиссия установила 13 следующих критериев с максимумом за каждый в 2 балла (табл. 1).

В целом критерии удовлетворяют требованиям экспертной оценки исследовательских проектов, однако для оптимизации предлагается внести уточнения и дополнения в пункты № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11. Предлагается ввести три важные позиции:

1) качество оформления проекта (наличие аннотации, листа содержания с рубрикацией и указанием номеров страниц, нумерованных ссылок на источники информации, правильно оформленных заголовков таблиц, рисунков и библиографического списка);

2) этика цитирования (наличие ссылок на источники информации и их библиографическое описание);

3) личный вклад автора (соавторов) в выполнение проекта. В критерий логичности и обоснованности хода работы необходимо добавить применение статистической обработки результатов, что является доказательной базой исследования. Пункты 5 и 6, также 11 и 12 можно объединить. В итоговом варианте - 14 критериев (табл. 1) с максимальной оценкой за проект - 28 баллов.

Критерии для оценки сообщений по экологическим проектам в целом также адекватны и технологичны, но возможна их оптимизация путем уточнения и дополнения пунктов 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 (табл. 2). Значимым аспектом служит экспертиза самостоятельности выполнения и уровня владения материалом проекта, для этого требуется более детально оценивать качество ответов на вопросы, а также убедительность личной позиции автора. В данном случае экологически значимыми являются не только информационно-коммуникативные, но также и личностно-креативные профессиональные компетенции.

Таблица 2

Критерии для экспертной оценки защиты экологических проектов участниками Всероссийской олимпиады школьников по экологии

Действующие критерии

Предлагаемые критерии

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

Соответствие сообщения заявленной теме, раскрытие цели и задач проекта

2. Структурированность сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

Логичность изложения, которая обеспечивает понимание содержания и результатов проекта

3. Культура выступления - чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории

Культура выступления - чтение с листа или рассказ, обращённый к аудитории

4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах

Доступность сообщения, излагаемый материал понятен не только специалистам

5. Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень её использования

Качество и целесообразность иллюстративного материала для быстрого понимания, степень их использования в сообщении

6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

Чёткость и полнота ответов на вопросы по теме проекта, убедительность личной позиции автора

8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

Владение специальной терминологией по теме проекта, её использование в сообщении и ответах на вопросы

9. Культура дискуссии - умение понять собеседника и аргументированно ответить на его вопросы

Культура дискуссии - вежливость, умение понять и аргументированно ответить на вопросы, убедительность собственной позиции

Как показывает многолетний опыт, большинство учащихся, вовлечённых в общественно-экологическую деятельность, регулярно участвуют в экологических акциях, олимпиадах, конкурсах проектов и достигают высоких результатов на федеральном уровне. Однако важно, чтобы их гражданская активность сочеталась с образовательным ростом в области экологии как науки. Необходимые условия социокультурной и образовательной среды созданы в Нижегородской области благодаря многолетней эффективной деятельности центров дополнительного экологического образования : «Зеленый парус», Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области, Дворец детского (юношеского творчества) им. В.П. Чкалова, сотрудничеству с общественными экологическими организациями: «Экологический центр Дронт», Всероссийское общество охраны природы, Международный союз охраны птиц и др. Курсы дополнительного образования по биологии и экологии также проводят специализированные образовательные учреждения: Нижегородский областной центр одаренных детей, медико-экологический лицей № 28, технический лицей № 38, физико-математический лицей № 40, лицеи № 8, № 87, № 165, СОШ № 187 и Университетская школа при Нижегородском госуниверситете им. Н.И. Лобачевского (на базе СОШ № 113). Руководят кружками дополнительного экологического образования опытные школьные педагоги и преподаватели вузов; такое сотрудничество центров дополнительного образования, школ и вузов позволяет подготовить талантливую молодежь к поступлению в вузы по экологическим, биологическим или инженерно-техническим направлениям подготовки.

Таким образом, экологическая проектно-исследовательская деятельность является существенным механизмом экологического образования, личностного роста и социальной актуализации школьников. В рамках подготовки и проведения экологической олимпиады реализуются контекстно-ориентированное обучение и интеграция личностного и компетентностного подходов со следующими положительными результатами:

1) повышение эффективности образовательной и проектно-исследовательской деятельности школьников в области экологии и природопользования;

2) мотивация и развитие личностной учебно-познавательной, творческой и научно-исследовательской деятельности;

3) расширение профессионально-деловых контактов, обмен опытом и объединение усилий учащихся и научно-педагогической общественности для решения актуальных экологических проблем;

4) выявление одаренной молодежи и привлечение к дальнейшей научно-исследовательской работе в вузе.

С целью повышения результативности экологических проектов школьников необходимо:

1) усилить взаимодействие школьников и педагогов с региональными общественными экологическими организациями, государственными и муниципальными контрольными и природоохранными органами;

2) улучшить научно-методическую и инструментальную базу школ и центров дополнительного экологического образования;

3) расширить контакты вузов с центрами дополнительного образования и школьными педагогами для их интеграции в систему непрерывного экологического образования.

С целью повышения эффективности экспертизы исследовательских проектов в области экологии необходимо:

1) оптимизировать критерии оценки проекта и его защиты с учетом дополнения позиций личного вклада автора, этики цитирования, наличия статистической обработки результатов;

3) проводить коллегиальное обсуждение членами жюри каждого проекта.

Рецензенты:

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой экологического образования и рационального природопользования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Макеев И.С. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-22. – С. 4997-5002;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38147 (дата обращения: 16.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Цель работы: Цель работы: 1. Продолжать озеленение улиц и дворов. 1. Продолжать озеленение улиц и дворов. 2. Наладить учет, сортировку, хранение и утилизацию бытовых отходов. 2. Наладить учет, сортировку, хранение и утилизацию бытовых отходов. 3. Навести порядок по соблюдению закона по охране природы и окружающей среды. Через печать, радио привлечь внимание общественности к экологическим проблемам КБР, в частности Черекский район. 3. Навести порядок по соблюдению закона по охране природы и окружающей среды. Через печать, радио привлечь внимание общественности к экологическим проблемам КБР, в частности Черекский район. 4. Запретить распашку земель в лесопосадках под строительство. 4. Запретить распашку земель в лесопосадках под строительство. 5. В числе основных задач для повышения качества городской(сельской) среды и устойчивого градостроительного развития, придерживаться Генерального плана. 5. В числе основных задач для повышения качества городской(сельской) среды и устойчивого градостроительного развития, придерживаться Генерального плана. 6.Провести субботники, посадки полосы кустарников и деревьев; 6.Провести субботники, посадки полосы кустарников и деревьев; 7.Организовать встречи и консультации для наиболее активных союзников (врачей, учителей, школьников, пенсионеров, желающих принять посильное участие в проекте); 7.Организовать встречи и консультации для наиболее активных союзников (врачей, учителей, школьников, пенсионеров, желающих принять посильное участие в проекте); 8.С участием группы активистов идентифицировать и описать наиболее загрязненные места 8.С участием группы активистов идентифицировать и описать наиболее загрязненные места 9.Организовать серию встреч с руководителями и сотрудниками предприятий- загрязнителей 9.Организовать серию встреч с руководителями и сотрудниками предприятий- загрязнителей 10. Исследовать глину,которая находится на территории с.Жемталы. 10. Исследовать глину,которая находится на территории с.Жемталы.


Воздух – наш отец. Вода – мать. Земля – дом. Роса – национальное сокровище. Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике… А мы взрываем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твое активное личное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества…


Введение Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности. Черекский район обладает уникальными природно – климатическими условиями: живописные ландшафты, озера, леса, природные целебные источники(голубая глина и т.д) И пока у нас есть возможность что-либо изменить, следует обратить внимание всей общественности на эти проблемы. Ведь только от нас самих зависит будущее нашей страны и нашего района.



Малые реки нашего края уже давно находятся под угрозой исчезновения. Огромное воздействие на них оказывает антропогенная деятельность на площади водосбора (вырубка лесов, строительство запруд, осушение болот). Выжигание болотной растительности приводит к уменьшению болотного питания малых рек. Отрицательное влияние на малые реки оказывает перегораживание их плохо сконструированными плотинами. Это способствует процессам заиливания и загрязнения водотоков. Малые реки нашего края уже давно находятся под угрозой исчезновения. Огромное воздействие на них оказывает антропогенная деятельность на площади водосбора (вырубка лесов, строительство запруд, осушение болот). Выжигание болотной растительности приводит к уменьшению болотного питания малых рек. Отрицательное влияние на малые реки оказывает перегораживание их плохо сконструированными плотинами. Это способствует процессам заиливания и загрязнения водотоков. Для решения данных проблем был предложен ряд мер. В частности, разработать законодательную экологическую базу, провести экологический мониторинг; разработать целевую программу по экологии; заняться экологическим просвещением и воспитанием молодежи; инициировать вопрос о создании областной специализированной экологической структуры;. Для решения данных проблем был предложен ряд мер. В частности, разработать законодательную экологическую базу, провести экологический мониторинг; разработать целевую программу по экологии; заняться экологическим просвещением и воспитанием молодежи; инициировать вопрос о создании областной специализированной экологической структуры;.




ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. Каждая из обсуждающихся здесь глобальных проблем имеет свои варианты Каждая из обсуждающихся здесь глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды. Меры улучшения качества окружающей среды: Меры улучшения качества окружающей среды:1.Технологические: *разработка новых технологий *разработка новых технологий *очистные сооружения *очистные сооружения *замена топлива *замена топлива *электрификация производства, быта, транспорта *электрификация производства, быта, транспорта 2.Архитектурно-Планировочные мероприятия: *зонирование территории населенного пункта *зонирование территории населенного пункта *озеленение населенных мест *озеленение населенных мест *организация санитарно-защитных зон *организация санитарно-защитных зон3.Правовые: *создание законодательных актов по поддержанию *создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды качества окружающей среды4.Инженерно-организационные: *уменьшение стоянок автомобилей у светофоров *уменьшение стоянок автомобилей у светофоров *снижение интенсивности движения транспорта на *снижение интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях перегруженных автомагистралях





В Н.Жемтале находится голубая глина, ею пользовались наши предки и до сих пор мы пользуемся этой глиной. Сейчас никто не задумывается о том, что глину мы постепенно уничтожаем. В целях сохранить эти источники мы проводили уроки с учащимся. Чтобы узнать состав, полезные свойства голубой глины, я провел исследования в Жемтале. В Н.Жемтале находится голубая глина, ею пользовались наши предки и до сих пор мы пользуемся этой глиной. Сейчас никто не задумывается о том, что глину мы постепенно уничтожаем. В целях сохранить эти источники мы проводили уроки с учащимся. Чтобы узнать состав, полезные свойства голубой глины, я провел исследования в Жемтале.


Голубая глина * поглощает токсины * поглощает токсины * повышает уровень кремния для очистки организма человека * повышает уровень кремния для очистки организма человека * лечит экзему и псориаз * лечит экзему и псориаз * восстанавливает иммунную систему * восстанавливает иммунную систему * повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям * повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям * омолаживает кожу лица и тела * омолаживает кожу лица и тела


Формула ионного состава глины: Cl47SO4 52/(Na+K)80 Mg19 Ph 7,5 наши ТЕХНОЛОГИИ предлагают голубую и желтую глину, как естественное природное высокоэффективное средство, которое нормализует обмен веществ, защищает кожу, оказывает непосредственное целебное воздействие
Глинолечение - это один из древнейших методов оздоровления. Глина может лечить более 80 болезней. С далеких времен люди знали, что в глине нет бактерий. Голубая глина поглощает запахи, жидкие и газообразные токсины,а также поражает болезнетворные микробы. Также в нашем селе находятся глины, но самым полезным из них считается-голубая глина. Жители нашего села пользовались, пользуются этой глиной. Но будут ли они пользоваться в будущем зависит от нас. Не задумываясь о том, что глина может и исчезнуть, некоторые жители не относятся бережно. Именно поэтому я и начал исследовать глину, выявил полезные свойства, состав и др. С далеких времен люди знали, что в глине нет бактерий. Голубая глина поглощает запахи, жидкие и газообразные токсины,а также поражает болезнетворные микробы. Также в нашем селе находятся глины, но самым полезным из них считается-голубая глина. Жители нашего села пользовались, пользуются этой глиной. Но будут ли они пользоваться в будущем зависит от нас. Не задумываясь о том, что глина может и исчезнуть, некоторые жители не относятся бережно. Именно поэтому я и начал исследовать глину, выявил полезные свойства, состав и др.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» (Энергосберегающие лампы и здоровье человека) Районный теоретический лицей им.М.П.Губогло Работу выполнили: Капанжи Игорь Чебан Мария Плетухина Камилла Научный руководитель: Кулева Т.Н.

2 слайд

Описание слайда:

Выявление воздействия энергосберегающих ламп на организм человека. Информирование населения о возможной опасности использования энергосберегающих люминесцентных ламп. Цель работы:

3 слайд

Описание слайда:

Изучить особенности устройства энергосберегающих ламп. Выявить преимущества и недостатки применения энергосберегающих ламп. Выявить воздействие энергосберегающих ламп на организм человека. Задачи:

4 слайд

Описание слайда:

Продажа привычных ламп накаливания мощностью 100 ватт и более в странах Евросоюза с 1 сентября 2010 г. запрещена. С 1 сентября в странах Европейского Союза вступает в действие частичный запрет на продажу обычных электрических лампочек. Поэтапно до сентября 2012 года будет осуществлен полный отказ от использования ламп накаливания. Актуальность проекта:

5 слайд

Описание слайда:

Контент-анализ информации (СМИ, интернет-сайты, периодическая печать) Социологический опрос жителей Чадыр-Лунгского района об использовании и утилизации энергосберегающих ламп. Эксперимент, объясняющий линейчатый спектр энергосберегающих ламп. Мониторинг рынка современной светотехники в Чадыр-Лунге. Методы исследования:

6 слайд

Описание слайда:

Во всем развитом мире происходит отказ от традиционных лампочек накаливания. И не только (а может не столько) отказ, но и законодательное запрещение применения этих источников света. С 2009 по 2012 год по таким законам традиционные лампы накаливания будут запрещены в Великобритании, Евросоюзе, Австралии и США. 2009 год - Великобритания 2010 год - Евросоюз 2010 год - Австралия 2012 год - США 2013 год - Россия

7 слайд

Описание слайда:

Энергосберегающие лампы Если руководствоваться термином “энергосберегающая “, то к этому классу можно отнести любой тип электрической лампы, которая потребляет меньше электроэнергии на единицу светового потока, по сравнению с обычной (и привычной) лампой накаливания. При более внимательном рассмотрении этого вопроса видно, что есть несколько типов таких энергосберегающих ламп различающихся цоколем, ценой, качеством, принципом действия, излучаемым спектром, формой и размерами.

8 слайд

Описание слайда:

На упаковку энергосберегающей лампы наносится цифровой код (международная маркировка), характеризующий свет, излучаемый лампой. Первая цифра обозначает индекс цветопередачи, деленный на 10. Диапазон 60-100 (фактически для ламп 60-98). Чем больше число, тем достоверней цветопередача.

9 слайд

Описание слайда:

Вторая и третья цифры указывают на температуру лампы по шкале Кельвина. Например, на энергосберегающей лампе стоит цифра 727. Это означает, что индекс цветопередачи у лампы 70 (7*10), а температура цвета 2700К (2700К соответствует температуре цвета лампы накаливания).

10 слайд

Описание слайда:

2700 К – теплый белый свет. 4200 К – дневной свет. 6400 К – холодный белый свет. Наиболее естественная, а значит, и комфортная для человека, цветовая температура лежит в диапазоне 2800-3500 К.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Социологический опрос В ходе проекта был проведен социологический опрос населения разных возрастов и социальных категорий. В опросе приняли участие 150 человек. В ходе обработки данных, мы получили следующие результаты:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

На что ВЫ обращаете внимание при покупке энергосберегающих ламп: на цену, на качество, на производителя?

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Как вы утилизируете перегоревшие лампы? *100% опрошенных выбрасывают энергосберегающие лампы вместе с обычным мусором.

19 слайд

Описание слайда:

Влияние люминесцентных ламп на здоровье человека Ртуть Люминесцентная лампа имеет значительные преимущества перед обычной лампой. Во-первых, она более экономична примерно в 5 раз, во-вторых, она более долговечна до 20 раз. Есть один огромный недостаток у люминесцентных ламп, как и у энергосберегающих ламп это вред, они содержат ртуть. Вещество ртуть относится 1 -му классу опасности (самому ядовитому). Причем ртуть содержащаяся в энергосберегающих лампах намного вреднее обычной металлической, так как она находится в парообразном состоянии. Если разбить энергосберегающую лампу то ртуть легко распространяется по воздуху, и человек будет дышать парами ртути, ртуть накапливается в организме человека и долго не выводится, нанося не поправимый вред здоровью.

20 слайд

Описание слайда:

Очистка помещений и предметов от загрязнений металлической ртутью и источников ртутных паров называется демеркуризацией. В быту широко применяется демеркуризация с помощью серы. Так, например, если разбился градусник, следует тщательно собрать все шарики ртути медицинской клизмой в стеклянную банку с герметичной крышкой, а щели и неровности засыпать порошком серы (S). Сера легко вступает в химическую реакцию со ртутью при комнатной температуре, образуя ядовитое, но не летучее соединение HgS.

21 слайд

Описание слайда:

В каждой люминесцентной лампе находится 3–5 мг ртути в виде паров, то есть в самом опасном состоянии. Если разбить одну лампочку в непроветриваемой комнате, концентрация ртути в воздухе может в течение нескольких часов составлять 0,05 мг/ куб. м, что превышает предельно допустимую концентрацию более чем в 160 раз.

22 слайд

Описание слайда:

Что делать, если в квартире разбилась энергосберегающая лампа? 1) Не паниковать. 2) Проветрить помещение. Немедленно открыть окна и вывести из помещения людей и домашних животных, по меньшей мере на 15 минут, для того чтобы ядовитые пары ртути могли выветриться из дома. 3) Собрать осколки в пластиковый пакет и посыпать серой, обработать место раствором марганцовки (0,2% марганцево-кислого калия), хлоркой (она нейтрализует ртуть, превращая в ртутную соль). 4) Вытереть место, где разбилась лампа влажной тряпкой с раствором хлорки. 5) Пакет нужно закопать в землю, докопав яму до глины (так же можно утилизировать сгоревшую лампу). Лучше не выбрасывать лампу в мусорную корзину – от одной вашей лампы никакого загрязнения не произойдет, но если так будут поступать все вокруг, то в течение десятилетий на свалках появится ртуть в заметных количествах.

23 слайд

Описание слайда:

Ультрафиолетовое излучение Представители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) высказывают серьезные сомнения по поводу безопасности применения жителями планеты компактных флуоресцентных ламп (CFL). Британские ученые предупреждают, что энергосберегающие лампы могут быть чрезвычайно опасны для здоровья человека. Энергосберегающие, флуоресцентные лампы, которые светят интенсивнее обычных, вредны для новорожденных и людей с повышенной светочувствительностью кожи. Об этом на днях заявили ученые из Британской ассоциации дерматологов. Также такие осветительные приборы вредны для нежной кожи младенцев. Специалисты советуют исключить из продажи лампочки этого вида, рассчитанные на 100 ватт. Лампы энергоемкостью 40 и 60 ватт считаются менее вредными.

24 слайд

Описание слайда:

В спектре КЛЛ, как и любой ртутной люминесцентной лампы, имеется доля коротковолнового УФ излучения, увеличивающаяся по мере старения люминофора. Ультрафиолет в больших дозах канцерогенен и вызывает деградацию полимерных деталей, окружающих лампу. Британские ученые провели исследование. По их мнению, у людей с чувствительной кожей от них могут быть экземы, псориаз, отеки, а также стать причиной возникновения рака кожи.

25 слайд

Описание слайда:

Цветопередача Индекс цветопередачи - относительная величина, определяющая, насколько естественно передаются цвета предметов в свете той или иной энергосберегающей лампы. Цветопередающие свойства ламп зависят от характера спектра их излучения. Индекс цветопередачи (Ra) эталонного источника света (т.е. идеально передающего цвет предметов) принят за 100. Чем ниже этот индекс у лампы, тем хуже ее цветопередающие свойства. Комфортный для человеческого зрения диапазон цветопередачи составляет 80-100 Ra.

26 слайд

Описание слайда:

Мы провели простой опыт: для того, чтобы определить качество цветопередачи простой лампы накаливания и люминесцентной лампы. Для этого мы визуально сравнили спектр этих ламп в радужных отблесках компакт-диска. Этот опыт доказывает, что в отличие от лампы накаливания, КЛЛ дает прерывистый (линейчатый) спектр, который некомфортен для человеческого глаза, отсюда и возникает большая усталость глаз.

27 слайд

Описание слайда:

На этой фотографии вы можете сравнить спектр лампы накаливания и КЛЛ (компактной люминесцентной лампы) Спектр излучения: непрерывный 60-ватной лампы накаливания (вверху) и линейчатый 11-ватной компактной люминесцентной лампы (внизу), линейчатый спектр излучения может вызвать искажения в цветопередаче.

28 слайд

Описание слайда:

Спектр энергосберегающих ламп линейчатый (от 2-3 полос в видимой области для самых дешёвых ламп до 9 для дорогих). Это приводит не только к неправильной цветопередаче, но и к повышенной усталости глаз. Кроме того, поскольку люминесцентная лампа - по сути своей не температурный источник света, а лишь имитирует таковой, неверный подбор даже многолинейчатой смеси люминофоров может сделать её спектр неприятным глазу. Также спектр разбалансируется по мере неравномерного старения компонентов смеси в работе.

29 слайд

Описание слайда:

Спектр излучения люминесцентных энергосберегающих ламп имеет линейчатый вид (часть спектра вообще отсутствует) по сравнению со спектром излучаемым лампой накаливания. Это является причиной искажения цветопередачи и повышенной усталости глаз. Британские ученые доказали, что свет энергосберегающих ламп может стать причиной мигреней, головокружений. И даже вызывать приступы у людей, больных эпилепсией.

30 слайд

Описание слайда:

Последние исследования израильских ученых доказали, что энергосберегающие люминесцентные лампы, излучающие голубой свет, существенно увеличивают риск развития рака груди у женщин. При этом обычные лампы с желтоватым свечением также вредны, но именно голубые особенно опасны для женского здоровья, уверен профессор Абрам Хаим, представляющий университет Хайфы. Группа ученых под его руководством проанализировала данные 1679 женщин, живущих в Израиле, 794 из которых страдали раком груди, а 885 составляли контрольную группу. Прежние исследования показали, что свет этой длины волны (460 нм)в течение двух часов снижает выработку мелатонина, усиливает тревожность и учащает пульс, в то время как желтоватый свет с длиной волны 550 нм не приводит к таким эффектам. Ученые объясняют этот эффект тем, что голубой свет ближе естественному дневному свету, чем свет ламп накаливания.

31 слайд

Описание слайда:

Израильские ученые отмечают, что в числе механизмов, объясняющих это явление, - влияние освещения на выделение гормона мелатонина. Этот гормон вырабатывается эпифизом и регулирует сезонные и суточные ритмы, участвует в регуляции кровяного давления, пищеварения, ряда других процессов. Обычно максимальная концентрация мелатонина в организме достигается около четырех часов ночи, однако если человек находится в освещенном месте, выработка мелатонина снижается, что увеличивает риск развития рака, так как мелатонин обладает выраженным противоопухолевым действием.

32 слайд

Описание слайда:

Выводы В ходе работы над данным проектом можно сформулировать следующие выводы: Лучше использовать энергосберегающие лампы в помещениях, где вы не проводите много времени: подъезды домов, лифты, подвалы, гаражи, технические и складские помещения. На городском уровне, возможно, использовать люминесцентные лампы при городском освещении, в государственных учреждениях, вокзалы, автостанции, крупные магазины и т.д. Лучше отказаться от таких ламп в детских садах и школах. Необходимо продумать и узаконить программу утилизации отработанных ламп на государственном уровне. Пока не принят государственный закон, мы предлагаем создать городские пункты приема отработанных ламп, чтобы они не выкидывались с обыкновенным мусором. Возможно, организовать программу скидок на новую лампу при сдаче старой. Информировать население об отрицательных сторонах использования энергосберегающих люминесцентных ламп. Мы готовим статью в местную газету, выступление на лицейской научно-практической конференции, создаем памятки для покупателей, которые планируется распространять в крупных магазинах по продаже энергоэффективных ламп.

33 слайд

Описание слайда:

Интересные факты КЛЛ со спиралевидной колбой нередко имеет неравномерное нанесение люминофора. Он наносится так, что его слой на стороне трубки, обращённой к цоколю, толще, чем на стороне трубки, направленной на освещаемую область (то есть от цоколя). Этим достигается направленность излучения. КЛЛ с колбой, имеющей, в основном, прямые участки, светит равномерно во все стороны. В первых моделях ламп применялся радиоактивный криптон-85 (85Kr). В России начали появляться КЛЛ, произведенные с применением технологии Amalgam. Принцип основан на использовании не ртути в чистом виде, а амальгамы - сплавов ртути. Применение этой технологии увеличивает стабильный срок службы лампы и, в случае если лампа разобьётся, не даёт парам ртути распространиться по помещению, сохраняя амальгаму в твёрдом виде. Также появляются КЛЛ, выполненные в силиконовом контуре (либо поверх лампы, либо под стеклянной колбой). Силиконовая прокладка предохраняет трубку и колбу от разбиения, являясь смягчителем удара при падении и склеивающим элементом, в случае если колба все-таки разбилась. Также силиконовая прокладка смягчает свечение лампы и несет декоративную функцию.

Ниже приведены названия проектов, предварительные уведомления о выполнении которых были получены оргкомитетом Городской олимпиады по экологии. Проекты указаны в порядке поступления их в оргкомитет.

  1. Забоева Александра (школа: 79, класс: 9), Ерганова Марина (школа: 79, класс: 9), Рогинская Анна (школа: 79, класс: 9) . Исследование загрязнения воды в Муринском ручье методом биотестирования
  2. Ибраев Дмитрий (школа: 79, класс: 7), Попова Екатерина (школа: 79, класс: 7), Попов Юрий (школа: 79, класс: 9) . Загрязнение окружающей среды автотранспортом
  3. Бухмирова Полина (школа: 56, класс: 10) . Экспертиза качества твердых сыров
  4. Насыров Тимур (школа: НВМУ, класс: 10) . Экологическое состояние учебных классов Нахимовского военно-морского училища
  5. Сылко Алексей (школа: НВМУ, класс: 11) . Влияние кока-колы на живые организмы
  6. Никифоров Иван (школа: НВМУ, класс: 10) . Влияние антибиотиков на живые организмы
  7. Шушпанов Александр (школа: НВМУ, класс: 10) . Влияние этилового спирта на живые организмы
  8. Милов Никита (школа: 436, класс: 11) . Оценка антропогенного воздействия на почвогрунты в городе методом биотестирования
  9. Шувалова Виктория (школа: 56, класс: 11) . Определение некоторых параметров роста молодняка нутрий в постнатальный период
  10. Конопатов Александр (школа: Вторая гимназия, класс: 10), Камчатный Андрей (школа: Университетский политехнический колледж, класс: 10), Драморецкий Филипп (школа: 30, класс: 10) . Возможность изготовления сыра с микроскопическими грибами в домашних условиях
  11. Лавит Ангелина (школа: АЛ, класс: 8) . Экологическая тропа «За тридевять земель» (Центрально-лесной заповедник)
  12. Ходжаева Евгения (школа: 550, класс: 10) . Изучение смешанной гнездовой колонии чаек на одном из островов Валаамского архипелага
  13. Масличенко Валентин (школа: НВМУ, класс: 9) . Влияние экологических условий на поведение и гемолимфу тараканов
  14. Заболотная Юлия (школа: 86, класс: 7), Джулаева Диана (школа: 40, класс: 7), Иевлев Александр (школа: 261, класс: 10) . Определение способа предохранения плодоовощной продукции от обрастания микроскопическими грибами в домашних условиях
  15. Тарасова Мария (школа: 554, класс: 9), Мартышкина Юлия (школа: 56, класс: 10) . Сравнение эффективности методов очистки воздуха в учебных помещениях
  16. Рукан Иван (школа: 430, класс: 6), Захарова Кристина (школа: 430, класс: 6) . Оценка качества молока и молочных продуктов
  17. Ничипорук Андрей (школа: 430, класс: 6), Аникеич Анастасия (школа: 430, класс: 6) . Чистота посуды школьной столовой как один из факторов здоровья школьников
  18. Новогран Александр (школа: 430, класс: 8) . Способы сбережения энергии в моей квартире
  19. Чернышев Андрей (школа: 430, класс: 6) . Влияние лимитирующих факторов на прорастание семян
  20. Адамчик Мария (школа: 567, класс: 6), Журавлева Евгения (школа: 567, класс: 8), Дегтярев Дмитрий (школа: 567, класс: 8) . Видовое разнообразие дикорастущих растений семейства лютиковых на ООПТ Петергофа
  21. Максимова Алиса (школа: 96, класс: 9) . Изучение эпифитной лихенофлоры микрорайона школы
  22. Романова Дарья (школа: 56, класс: 10), Смутин Даниил (школа: АЛ, класс: 10) . Оценка воздействия золотодобычи на видовой состав и обилие макробентоса реки Карамы (Алтайский край)
  23. Резункова Марья (школа: 222, класс: 9), Ежова Елена (школа: 281, класс: 10) . Оценка возможности использования внеорганизменной ДНК для мониторинга состояния пресноводных водоемов
  24. Чинченко Георгий (школа: 232, класс: 8) . Влияние вырубки леса на макробентос малого притока реки Лемовжи (Волосовский район Ленинградской области)
  25. Стулов Александр (школа: 14, класс: 8), Ниткин Дмитрий (школа: 44, класс: 6) . Влияние форелевого хозяйства на макробентос одного из заливов Ладожского озера в районе пос. Лумиваара (Карелия)
  26. Семенова Арина (школа: 263, класс: 9), Шаблова Алина (школа: 323, класс: 9), Илюшина Ольга (школа: 583, класс: 8) . Растительные сообщества окрестностей нижнего течения р. Лемовжа
  27. Бирюкова Ксения (школа: 610, класс: 8), Гулк Екатерина (школа: 41, класс: 8) . Остров Паяринсари как объект экологического туризма в шхерном районе Ладожского озера
  28. Билая Наталья (школа: 225, класс: 11), Катрушенко Надежда (школа: 169, класс: 7), Никулина Александра (школа: 16, класс: 8) . Обоснование необходимости особого режима охраны острова Пятякянсарет (шхерный район Ладожского озера)
  29. Киселева Маргарита (школа: 610, класс: 8) . Флора острова Паяринсари (шхерный район Ладожского озера)
  30. Агрелкина Маргарита (школа: 63, класс: 6) . Растения заброшенного финского хутора острова Паяринсари
  31. Елисеева Мария (школа: 4, класс: 7) . Оценка шумового фона парков Петроградского района Санкт-Петербурга
  32. Яковлева Маргарита (школа: 95, класс: 10) . Разработка экологической экскурсии по парку «Ближние Дубки» (заказник «Северное побережье Невской губы»)
  33. Максименко Надежда (школа: 225, класс: 9) . Влияние разложения палой листвы на содержание биогенных соединений в воде малой реки (на примере р. Чухонки)
  34. Маркова Валентина (школа: 10, класс: 9) . Оценка нефтяного загрязнения р. Коломенки и оз. Нестерова (Тверская область)
  35. Катинская Диана (школа: 304, класс: 11) . Фитоиндикационная оценка состояния атмосферного воздуха Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  36. Резник Евгения (школа: 281, класс: 9) . Влияние подроста разных видов на возобновление сосны обыкновенной в условиях острова Паяринсари (шхерный район Ладожского озера) и разработка комплекса лесовосстановительных мероприятий для более успешного возобновления коренных сосняков скальных
  37. Репанова Анастасия (школа: 268, класс: 8), Шитикова Мария (школа: 268, класс: 8) . Экологическая оценка реки Оккервиль на территории парка имени Есенина
  38. Слащинина Надежда (школа: 268, класс: 10), Фёдорова Светлана (школа: 268, класс: 10) . Разработка проекта «Умный город»
  39. Семенченко Софья (школа: 252, класс: 9), Ивашова Екатерина (школа: 252, класс: 9), Середа Алина (школа: 252, класс: 9) . Кто живет в холодильнике?
  40. Костина Оксана (школа: 252, класс: 10), Габитова Энже (школа: 252, класс: 10) . Исследование качества воды
  41. Тулаева Ирина (школа: 252, класс: 10), Арсеньева Юлия (школа: 252, класс: 10), Ларионова Нонна (школа: 252, класс: 10) . Исследование качества мяса после термической обработки
  42. Лысова Анастасия (школа: 252, класс: 7), Жилина Анастасия (школа: 252, класс: 7) . Оценка экологического состояния в школьных помещениях
  43. Яхьяева Хонзода (школа: 252, класс: 10), Рябинина Дарья (школа: 252, класс: 10) . Исследование качества молока по физико-химическим показателям
  44. Дмитриева Екатерина (школа: 56, класс: 9), Панкова Елизавета (школа: 38, класс: 8) . Экологические экскурсии по материалам изучения фенофлоры Приморского парка Победы и территории ЗЦ «Зеркальный»
  45. Майоров Артем (школа: 554, класс: 7), Мерзлякова Юлия (школа: 617, класс: 7) . Разработка экологических игр по тематике, связанной с использованием идей бионики в обеспечении экологической безопасности
  46. Макарова Дарья (школа: 281, класс: 9) . Сравнительное изучение строения эпидермиса комнатных растений различных растительных поясов
  47. Федотов Александр (школа: 13, класс: 10) . Изучение влияния уплотнения почвы под воздействием человека в различных растительных сообществах на территории заказника «Гряда Вярямянселькя»
  48. Понибратова Александра (школа: 252, класс: 11) . Комплексная оценка экологического состояния прибрежной зоны Финского залива
  49. Барашкова Ксения (школа: 534, класс: 8) . Проверка гипотезы о токсическом свойстве ПЭТ-бутылок
  50. Петровская Елизавета (школа: 471, класс: 7) . Изучение и эффективность народных методов борьбы с насекомыми вредителями.
  51. Савченко Иван (школа: 471, класс: 8) . Изучение плесени образующейся на воде
  52. Черепня Марина (школа: 471, класс: 9) . Вредные привычки, опасные для здоровья человека
  53. Халапкина Мария (школа: 471, класс: 11) . Биоиндикация загрязнений парка Осиновой рощи по листьям древесных растений.
  54. Путинцева Алёна (школа: 471, класс: 9) . Влияние компьютера на здоровье школьника
  55. Мирошникова Евгения (школа: 471, класс: 11) . Роль спорта в жизни человека
  56. Сэрэтиняну Елена (школа: 471, класс: 9) . Мусор это проблема человечества
  57. Разумилов Михаил (школа: КК, класс: 8) . Оценка шумового загрязнения природных и антропогенных объектов на территории Английского парка г. Петергофа
  58. Юшкова Анастасия (школа: 38, класс: 9) . Формы конкурентных взаимоотношений птиц на кормушке
  59. Иванова Алина (школа: 116, класс: 11), Смирнова Мария (школа: 116, класс: 11) . [Нет названия]
  60. Сысоева Ольга (школа: 116, класс: 9) . [Нет названия]
  61. Губенко Роман (школа: 116, класс: 9) . [Нет названия]
  62. Скрипкина Анна (школа: 116, класс: 9), Гюббенет Алиса (школа: 116, класс: 9) . [Нет названия]
  63. Вершков Глеб (школа: 554, класс: 11) . [Нет названия]
  64. Кузнецова Мария (школа: 554, класс: 10) . [Нет названия]
  65. Казаченко Виктор (школа: 554, класс: 9), Любимский Александр (школа: 554, класс: 9) . [Нет названия]
  66. Лазуткин Даниил (школа: 89, класс: 11) . Антоцидные препараты
  67. Черникова Дарья (школа: 89, класс: 11) . Влияние различных звуков на организм человека
  68. Сарбаш Георгий (школа: 89, класс: 11) . Сохранность витамина C в ягодах, овощах и фруктах в зимний период
  69. Салемчук Вадим (школа: 89, класс: 11) . Энергосберегающие лампочки: за и против
  70. Осипов Павел (школа: 89, класс: 11) . Чай глазами химика
  71. Тимофеева Елена (школа: 89, класс: 10) . Антигололедные средства. Влияние их на растения
  72. Корчагина Анна (школа: 89, класс: 11) . Фуллерены и их изомеры
  73. Раскин Артём (школа: 356, класс: 9), Хриштокян Юрий (школа: 356, класс: 9), Марьин Ростислав (школа: 356, класс: 9) . Влияние стресса на процессы запоминания и памяти у линий Drosophila melanogaster
  74. Васильева Мария (школа: 356, класс: 9) . Воздействие выбросов загрязняющих веществ автомобиля на здоровье человека
  75. Харсиева Лия (школа: 533, класс: 8), Адамова Александра (школа: 533, класс: 8) . Проблема водосбережения в большом городе
  76. Дибирова Аида (школа: 533, класс: 8), Мельникова Полина (школа: 533, класс: 8) . Газированные напитки: польза или вред?
  77. Хайт Лев (школа: 533, класс: 9), Новикова Екатерина (школа: 533, класс: 9), Адельшина Элина (школа: 533, класс: 9) . Очистка загрязненной воды
  78. Корнеева Анастасия (школа: 533, класс: 9) . Влияние фитонцидов растений на рост и развитие плесени
  79. Силина Мария (школа: 533, класс: 10), Заикина Зинаида (школа: 533, класс: 10), Чуйкина Дарья (школа: 533, класс: 10) . Исследование свойств мыла разных производителей
  80. Козлова Анна (школа: 533, класс: 10), Шейдаева Анжела (школа: 533, класс: 10) . Расчет витамина С из цитрусовых для профилактики и лечения простудных заболеваний
  81. Яньшин Николай (школа: 533, класс: 10), Соловьев Иван (школа: 533, класс: 10), Зайцева Ольга (школа: 533, класс: 10) . Последствия использования пластика в быту
  82. Нарбекова София (школа: 554, класс: 9) . Повышение информированности учащихся эколого-биологического центра ДДТ Приморского района об экосистеме Финского залива
  83. Прокофьева Полина (школа: 554, класс: 9) . Разработка и проведение экологической экскурсии для дошкольного и младшего школьного возраста на бобровое поселение Юнтоловского заказника
  84. Горшнева Екатерина (школа: 402, класс: 9), Рабочая Дарья (школа: 402, класс: 9) . Влияние способа посева на рост всходов овса
  85. Медведева Ирина (школа: 402, класс: 10), Моисеева Анастасия (школа: 402, класс: 10), Хрол Всеволод (школа: 402, класс: 9) . Влияние плотности заселения разных сортов овса на развитие обыкновенной злаковой тли
  86. Ризоватова Екатерина (школа: 402, класс: 10), Отрешко Дарья (школа: 402, класс: 10) . Влияние заселения обыкновенной злаковой и обыкновенной черемуховой тлями разных сортов овса на развитие их всходов
  87. Афанасьева Елена (школа: 351, класс: 11) . Примеры межгосударственного взаимодействия в решении экологических проблем
  88. Стрелец Арина (школа: 303, класс: 10), Комарова Евгения (школа: 303, класс: 10) . Изучение качества косметики и способов ее тестирования
  89. Романькина Александра (школа: 303, класс: 11) . Загрязнение среды ртутью и здоровье населения
  90. Мишин Никита (школа: 303, класс: 10) . Загрязнение среды свинцом и здоровье населения
  91. Автушенко Маргарита (школа: 303, класс: 11) . Изучение воздействия танцев для профилактики сколиоза
  92. Виноградов Тимофей (школа: 56, класс: 10) . Исследование качества разных марок хлеба
  93. Гончаров Никита (школа: 179, класс: 11) . Гидрохимический мониторинг Муринского ручья
  94. Андросова Евгения (школа: 101, класс: 8) . Оценка уровня загрязнения прудов Сосновского парка в осенний период 2015 года
  95. Иванов Роман (школа: 90, класс: 10) . Гидрохимическая характеристика Суздальских озер
  96. Иванов Иван (школа: 90, класс: 7), Солодов Мирослав (школа: 619, класс: 7) . Макрозообентос Муринского пруда в осенний период 2015 года
  97. Котова Светлана (школа: 427, класс: 10) . Применение почвогрунтов на основе компостов из твёрдых бытовых отходов